Отбор юных хоккеистов и контроль за их подготовленностью
Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее зависит, с одной стороны, от эффективного отбора юных спортсменов с наиболее высоким уровнем развития важных для хоккея качеств, а с другой — от рационального планирования и построения учебно-тренировочного процесса на основе объективных данных комплексного контроля за подготовленностью спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
Для отбора юных хоккеистов и контроля за их подготовленностью могут быть использованы экспертные, аппаратурные и тестовые методики.
В качестве критериев отбора и контроля могут служить задатки, одаренность, способности.
Важное место занимает также изучение интересов, уровня притязаний, волевых качеств и трудолюбия.
При отборе в спортивные школы одаренность является главным критерием, так как новички еще могут способностями к хоккею не обладать. Оценить способности у них представляется возможным лишь тогда, когда они овладеют основным технико-тактическим арсеналом и достигнут определенного уровня подготовленности.
При отборе детей учитывается в первую очередь их двигательная активность.
Наиболее одаренными, как правило, признаются те дети, которые лучше катаются. Однако известно, что умение хорошо кататься на коньках тесно связано с временем занятий ребенка на льду и мало характеризует его потенциальные возможности (нередко бывает, что менее одаренный имел возможность больше кататься на коньках по сравнению с более одаренным, а потому и катается на сегодняшний день лучше).
Результаты в контрольных нормативах на льду при первичном отборе в меньшей степени говорят о перспективности новичков, чем результаты в тестах на земле, так как последние не требуют предварительной подготовки, а поэтому и являются более объективными при оценке возможностей ребят. Способность же к игровому мышлению легче определить в подвижных и спортивных играх на земле и в зале, так как уровень тактического мышления лишь тогда бывает действенным в игре, когда юные хоккеисты обладают достаточной технической и физической подготовленностью (в этом плане игры в баскетбол и ручной мяч рредпочтительнее футбола, поскольку действия с мячом выполнить легче руками, чем ногами).
В то же время при оценке результатов тестирования следует иметь в виду, что исходный уровень развития двигательных качеств не всегда определяет потенциальные возможности новичков. Нередко наиболее способные на первый взгляд ребята не оправдывают возлагавшихся на них надежд, а те, у кого средний исходный уровень развития двигательных качеств и технической подготовленности, через несколько лет успешно овладевают спортивным мастерством.
Для надежного прогнозирования при отборе наряду с исходным уровнем готовности существенное значение имеет темп прироста показателей.
Для оценки потенциальных возможностей юных хоккеистов целесообразно использовать схему, предложенную П. 3. Сирисом (1973).
Темпы прироста двигательных способностей у юных хоккеистов, особенно на начальном этапе занятий хоккеем (1,5—2 года), являются довольно надежным показателем в оценке перспективности спортсменов, так как всякий процесс обучения представляет собой (графически) кривую с начальным высоким подъемом и дальнейшим постепенно убывающим темпом возрастания.
Следовательно, для повышения надежности текущего отбора и успешного прогнозирования спортивных результатов, а также с целью управления тренировочным процессом тренер должен систематически и своевременно получать объективную информацию об основных сторонах подготовленности юных хоккеистов.
Чтобы получить такого рода информацию, контрольные испытания должны включать в себя тесты, характеризующие уровень общей и специальной подготовленности спортсменов.
К ним можно отнести нормативы комплекса ГТО, выполнение которых — обязательное условие на всех этапах многолетней подготовки.
Для текущего отбора юных хоккеистов и контроля за их подготовленностью, на наш взгляд, целесообразно использовать контрольно-переводные испытания и нормативы, разработанные на кафедре хоккея ГЦОЛИФК С.Е.Дерябиным, 1983.
Для оценки уровня развития отдельных физических качеств по общей физической, специальной и технической подготовленности хоккеистов контрольные испытания следует проводить не менее 4 раз в год, в начале и в конце соответствующего периода подготовки.
Педагогический контроль не должен ограничиваться оценкой этапной подготовленности учащихся, так как он не позволяет полностью охарактеризовать успешность их обучения, поэтому в систему контроля необходимо включать и педагогические наблюдения за эффективностью игровой деятельности юных хоккеистов.
Педагогические наблюдения можно проводить во время тренировочных занятий и соревнований.
Критерии и нормативы для оценки игровой деятельности хоккеистов, формы записи (протоколы) достаточно подробно описаны в работах Ю. В. Королева, 1979; В. П. Климина, В. И. Колоскова, 1981; А. Ю. Букатина, 1983.
Следует обратить внимание тренера на то, что при оценке перспективности хоккеистов в возрасте 12—16 лет необходимо учитывать их биологический возраст.
Известно, что календарный возраст может не совпадать с биологическим. Биологический же возраст в большей степени, чем паспортный, связан с характером развития морфофункциональных показателей детей и подростков. Юные хоккеисты разного календарного возраста, но одинаковые по уровню полового созревания имеют сходные показатели силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. В то же время юные спортсмены одного паспортного, но различного биологического возраста существенно отличаются друг от друга по указанным характеристикам.
Показатели биологического возраста можно использовать в качестве критериев отбора юных хоккеистов и регламентации для них тренировочных и соревновательных нагрузок. Например, среди ребят, обладающих одинаковым уровнем физической и технико-тактической подготовленности, более перспективными будут спортсмены, имеющие меньший биологический возраст.
В спортивной практике для выявления биологического возраста можно ограничиться определением степени полового созревания на основании развития вторичных половых признаков по так называемой половой формуле, включающей в себя степень развития волосяного покрова в подмышечной впадине (А) и на лобке (Р).
Следует отметить, что биологический возраст у подростков с низкими показателями физического развития может отставать от паспортного на 1—2 и даже 3 года, а у подростков с высоким физическим развитием биологический возраст может также на 1—2, а нередко и на 3 года опережать паспортный.
Неодинаковые темпы развития юных хоккеистов одного и того же паспортного возраста могут ввести в заблуждение тренера в отношении истинных способностей спортсменов. Часто хорошие показатели в игровой деятельности в детские и юношеские годы могут быть следствием не высокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического созревания. При отборе спортсменов не всегда следует отдавать предпочтение хоккеистам с опережающими темпами биологического созревания. Нередко подростки с замедленными темпами развития потенциально более способны, но их одаренность проявляется позже.
Нередко тренеры при отборе отдают предпочтение более способным на сегодняшний день акселератам, так как они физически более развиты, чем их сверстники, легче переносят нагрузки, их результаты на первых порах прогрессируют значительно быстрее. Команда, составленная из таких хоккеистов, занимает высокие места в различных первенствах и турнирах, и это служит хорошей оценкой работы тренера.
Дети же с нормальным и отстающим развитием, возможно более перспективные, но сегодня физически менее подготовленные, отсеиваются на всех этапах отбора, и только некоторые из них пробиваются в большой хоккей.
Необходимо, на наш взгляд, пересмотреть критерии оценки работы тренеров. Довольно часто постановка чрезмерно ограниченных задач (добиться высоких результатов только в детском и юношеском возрасте, не работать с перспективой) отрицательно сказывается на подготовке хоккеистов высокого класса.
При такой оценке работы тренеры зачастую форсируют подготовку (известно, что форсированная подготовка быстро приносит хорошие результаты, однако эти успехи временные), занимают хорошее место в первенстве города или района и затем передают эту малоперспективную команду другому тренеру, работающему с хоккеистами старших возрастных групп.
Решению этой проблемы частично должно способствовать введение в практику работы спортивных школ смотра-конкурса по хоккею, где разработаны научно обоснованные критерии оценки работы тренера.
В заключение этой главы — коротко о самоконтроле. Самоконтроль обычно состоит из простых, доступных всем методов наблюдения и складывается из учета следующих показателей: самочувствия, сна, аппетита, работоспособности, нарушения гигиенических норм, веса, пульса, дыхания, потоотделения и др.
Учет данных самоконтроля проводится юными спортсменами самостоятельно. На первых этапах (группы начального обучения) вести дневник самоконтроля юному хоккеисту помогают тренер и врач. В дальнейшем (учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования) они должны периодически (раз в неделю) проверять, как спортсмен осуществляет самоконтроль и ведет дневник.
Дневником может служить небольшая тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам.
Теннисисты имеют преимущество в реакции выбора, скорости
переработки информации, оперативном мышлении.
Футболисты не имеют каких-либо преимуществ. К таким же выводам
пришел и Э. Малофеев, проводивший исследования с наиболее
результативными форвардами.
По показателям некоторых сенсомоторных реакций
теннисисты выделяются уровнем простой психической реакции, а
хоккеисты (крайние нападающие)— РДО и реакцией на чувство времени.
Такого рода данные могут иметь важное значение для видовой
ориентации детей.
Добавлено спустя 1 час 57 минут 1 секунду:
Тема отбора, оказалась очень интересной и даёт большую пищу для размышлений.
В целом к наименее компенсируемым психологическим функциям относятся скорость приема информации, переключение внимания, реакция на движущийся объект, а к наиболее компенсируемым — сенсомоторная координация, реакция прогнозирования и сложные реакции.
Т.е. - игровое мышление тренируемо. Просто не каждому тренеру дано его натренировать.
Добавлено спустя 50 минут 52 секунды:
Определение биологического возраста
Дети одного возраста часто сильно различаются по уровню физического и интеллектуального развития. Не всегда эти различия
можно объяснить разницей способностей. Дело в том, что росту организма свойственны индивидуальные колебания. Наибольшего
значения они достигают в период бурного полового развития, т. е. в так называемый пубертатный период. Поэтому дети, у которых один и тот же
год, а то и месяц рождения, могут находиться на различных этапах биологического развития. Понятно, что результаты, которые они демон-
стрируют при отборе, находятся под влиянием факторов биологического возраста. Недоучет этого обстоятельства умножает ошибки отбора.
Естественно, ребенок с опережением биологического развития в течение какого-то времени обгоняет сверстников. И высокий исходный уровень
способностей, и темпы их прироста, и успехи в обучении—все выделяет его среди других. «Талант!»—решает тренер, и с ним, как правило,
соглашаются все. Но постепенно «лжеталант» настигают, а потом и обгоняют те, кто оказался явно слабее. Правда, бывают и исключения—
талант оказывается истинным. Но так или иначе из-за слабого внимания к этому вопросу ряды юных спортсменов несут существенные потери.
Многие тренеры могли бы привести не один пример того, как подростки и юноши, имевшие отличные показатели при тестировании и побеждавшие
в юношеских соревнованиях, так и не смогли достичь в дальнейшем высоких спортивных результатов.
Скорее всего дело в том, что темпы полового созревания сильно влияют на развитие физических качеств и на весо-ростовые
характеристики, от которых существенно зависит успешность игровой деятельности. Поэтому определение биологического возраста — совершенно необходимая процедура при отборе. По данным Ю.М. Арестова, первым признаком пубер-татности у
подростков является изменение голоса — средний возраст 12,5 лет. Волосы на лобке появляются в среднем в 13 лет. Набухание сосков и
формирование кадыка происходит соответственно в 13,5 лет и 13 лет 11,5 месяца. Последними появляются волосы в подмышечных впадинах—в
14 лет 1,5 месяца. Наибольшие различия в половой дифференцировке достигаются в 14—15 лет. Поэтому отбор 12—16-летних подростков
должен обязательно проводиться с учетом биологического возраста. При отборе же 7—11-летних детей можно вполне ориентироваться на
паспортный возраст, пренебрегая биологическим. Вероятность ошибки здесь настолько мала, что можно ее и не учитывать.
Тренер, основываясь на сравнении показателей полового развития своего ученика и тех данных, которые приведены выше, может сделать
заключеннее запаздывании или опережении его биологического развития. Но лучше, конечно, когда эту диагностику проводят
специалисты — врачи и морфологи. В практике бывают обстоятельства, когда определение биологического возраста особенно необходимо. Факт различия индивидуальных темпов полового развития заставляет задуматься и о целесообразности оценки перспективности юношей по уровню их спортивных достижений.
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.
2. Никому не верю кроме Чака Норриса.