Родителям и не только… часть 4.
Любой наставник, проводящий тренировочный процесс, стремится к тому, чтобы этот процесс был оптимальным. Чтобы применяемые им тренировочные и соревновательные средства и методы; направленность и объём нагрузок; комплексное обеспечение, позволяло спортсмену достичь наивысших спортивных результатов, а команде – пройти игровой сезон без явных спадов, достигнув поставленных задач. Достижение этих целей возможно при наличие грамотного управления тренировочным процессом и своевременного контроля за состоянием организма спортсмена.
В нашей предыдущей беседе мы подробно поговорили о способах и средствах управления тренировочным и соревновательным процессами. Сегодня хотелось бы побеседовать на тему контроля состояния спортсмена. И роли родителей в осуществлении этого контроля.
В зависимости от количества частных задач, необходимого объёма показателей программы обследования, различают углублённую, избирательную и локальную систему контроля. Все они позволяют оценить содержание учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, своевременно скорректировать тренировочные нагрузки и их направленность, систему восстановления организма. Здесь как говорится родителям табу – это неделимая вотчина тренера. Но схема организации комплексного контроля над состоянием игроков делится на виды. И вот тут то, зачастую бывает так, что тренеру без родительского участия ни как не обойтись. Особенно на ранних этапах подготовки.
Врачебно-педагогический контроль в спорте, использует комплексы медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экологических средств и методов. Педагогическая составляющая, состоящая из оценки уровня технико-тактической и физической подготовленности, особенностей в условиях соревновательной деятельности, динамики спортивных результатов – несомненная прерогатива тренера. Однако медико-биологические показатели характеризующие уровень здоровья, состояние органов и систем организма, уровень адаптационных возможностей, реактивность организма на внешние раздражители, анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, нервные и иные показатели – область обширных знаний родителей. Впрочем, как и наследственные (генетические) признаки предрасположенности к занятию спортом, и может быть, даже, конкретно хоккеем – тоже родительское информационное поле. На котором, обладай тренер полноценной, доскональной информацией, он мог бы «играть» более квалифицированно.
Ещё один показатель – психологический. Он характеризует мотивации, реактивность нервных процессов, способность к усвоению и переработке (анализ и синтез) получаемой информации, умение концентрировать волю и внимание, способность управлять психо-эмоциональными процессами, противостоять воздействию помех мешающих концентрации воли и внимания. А так же оценка ролевых функций в семье и в команде. Вероятно, не трудно согласиться с тем, что весь этот перечень в значительной степени влияет на становление ребёнка как игрока, как личности в спорте, да и наверное в жизни. Безусловно, что всё из вышеперечисленного закладывается на ранних стадиях развития ребёнка, и проходит при непосредственном участии родителей. Я думаю, что большинство хоккейных родителей не раз сталкивались с ситуацией, когда дети, особенно в первый – второй год обучения страдали отсутствием некоторых из вышеперечисленных факторов. Я например, был свидетелем, когда на первых в жизни предсезонных сборах в одной из команд Петербурга, ребята, играющие по заданию тренера в футбол, пресытившись игрой, отбегали к куче песка и начинали возиться в ней, начисто забыв о тренировке. Или же имея сложности с восприятием задания объясняемого тренером, принимались выполнять одним им ведомое упражнение, фактически срывая цикличность тренировочного процесса. А потасовки? Вспомните как много их на площадке в ГНП, даже во время тренировочного процесса. Всё это указывает на недостатки в подготовленности детей к тем необходимым требованиям, которые предъявляет к ребёнку занятие спортом. И мера ответственности родителей в данном эпизоде, весьма высока.
Социальный показатель – весьма противоречивый и в высшей степени ответственный показатель. Когда-то, из уст одного очень уважаемого мною патриарха тренерского цеха, я услышал такую фразу:
- Самые хорошие хоккеисты, получаются из самых «трудных подростков». Не знаю…. Вероятнее всего многие посчитают его изречение весьма одиозным. Я, как минимум, нахожу его достаточно спорным. Тем более в наш век, когда весьма не дешёвая хоккейная амуниция не изготавливается из подручных материалов, а покупается в магазине за немалые деньги. Когда питание и полноценное восстановление ребёнка играет едва ли не решающий фактор в его спортивных успехах. Когда материальное благосостояние родителей, что греха таить, зачастую является «пропуском» в хоккей, как в вид спорта. Именно по этому, в наше время ни в коем случае нельзя скидывать со счетов социальный статус. И в этой составляющей, как не трудно догадаться, именно родители играют главенствующую роль.
Экологические показатели. В данный аспект я вкладываю гораздо большее значение, чем просто условия окружающей среды. Конечно, состояние воздуха, воды, качество продуктов питания – основная составляющая аспекта. Но та тренировочная и соревновательная база, её качество, её техническое и технологическое оснащение. Всё вплоть до материалов,из которых построены спортивные сооружения и изготовлены спортивные снаряды – всё вместе составляет системный, целостный подход, который характеризует все без исключения показатели во взаимосвязи друг с другом.
Жизнь диктует нам свои условия, и как правило не всегда мы вольны выбирать между необходимостью и желанием. Поэтому зачастую довольствуемся тем, что имеем. Но становление наших детей как спортсменов, тем не менее, проходит по определённым законам. И в рамках этих законов тренер обязан вести системный анализ с учетом всех показателей, на которых базируется врачебно-педагогический контроль и системный синтез изучающий взаимосвязь состояния организма спортсмена с уровнем его подготовленности. Результатом чего является интегральная оценка целостного организма спортсмена, которая, в конечном счёте, и определяет понятие – «спортивная форма», то есть, уровень спортивной квалификации, потенциал спортсмена.
Все вышеперечисленные контрольные показатели делятся на две составляющие – стабильные и переменные.
К относительно стабильным (медленно изменяющимся или не изменяющимся совсем), относятся:
- Тип нервной системы, конституция тела (размеры тела и соотношения его частей), наследственные признаки ( биохимические особенности обмена веществ, соотношение быстрых и медленных мышечных волокон, скорость рефлексов(в какой-то мере)), некоторые привычки и мотивации.
К переменным (быстро меняющимся, лабильным) показателям относятся:
- Техническая, тактическая, физическая, психическая подготовленность, система адаптации и реактивность организма, состояние здоровья и уровень тренированности.
В отличие от стабильных, переменные показатели во многом напрямую зависят от условий учебно-тренировочного процесса.
Продолжение следует…
Добавлено: спустя 1 час 5 минут 15 секунд
Re: Родителям и не только...
Размещение данной публикации или её части в любых интернет ресурсах или печатных изданиях, возможны с обязательной ссылкой на правообладателя -
ХТЦ "Гладиатор".