Виктор Ефимович Горский.
Сыгранность или эффективность взаимодействия?
Не так давно Президент ФХР выдвинул вторе предложение космического масштаба, которое, по его мнению, будет способствовать повышению качества подготовки игроков для сборной страны в клубах КХЛ и, соответственно, повышению результатов сборной.
Как мы помним, первое предложение состояло в ужесточении лимита на легионеров в клубах КХЛ.
Суть второго - обязать ведущие клубы КХЛ готовить для сборной России сыгранные звенья, сочетания, линии, как это было во времена СССР.
Предложение было бы интересным, если бы мы продолжали жить в СССР, но времена сильно изменились, и сейчас мы живём в другой стране, в том числе социально-экономические и организационно-управленческие основы хоккея другие.
По мнению Третьяка именно многолетняя сыгранность является основой эффективных индивидуальных действий, групповых и командных взаимодействий в игре. Вернее ему кажется, что именно так и было во времена, когда он играл в сборной СССР.
А между тем всё обстояло и обстоит совсем иначе.
Эффективная командная игра базируется на зрячих, осмысленных, помехоустойчивых и высокоинтенсивных действиях и взаимодействиях игроков.
Основой этих элементов командной игры, как и всех других тактико-технических и технико-тактических действий игрока в игре является его индивидуальное тактическое мастерство (ИТМ).
Элементами индивидуального тактического мастерства игрока являются:
- зрительный контроль обстановки (функционирование зрительных анализаторов, выполнение технических приёмов без зрительного контроля);
- видение поля на основе зрительного контроля (расстановка, взаимное положение, движение игроков);
- игровое мышление (реакция на изменения, синтез и оценка вариантов действий);
- прогнозирование развития ситуации;
- принятие решений;
- исполнение решений в условиях противодействия.
Индивидуальное тактическое мастерство можно определить как комплексное качество, характеризующее способность игрока к целесообразному и эффективному выполнению игровых двигательных действий (технических приемов игры) в противоборстве с соперником и во взаимодействии с партнёрами во время игры в соответствии со складывающейся обстановкой и тренерским заданием. К ним относятся: маневренное (позиционное) катание с шайбой и без неё, игровые (комплексные) двигательные действия с клюшкой и шайбой, передачи, обводка, открывание, поддержка и подстраховка, имитации и паузы, смена темпа и ритма движений, импровизация, основанная на игровом мышлении, прогнозировании и интуиции.
Второй компонент эффективной командной игры – тактическая обученность (ТО) групп, линий и команды в целом. Прежде всего, это наличие национального стиля игры, который прививается игрокам с детского возраста. Под национальным стилем понимается единый вектор, направленность хоккея, который предполагает создание широкого спектра современных тактических вариантов, систем игры, выдержанных в этой направленности, но дополняющих и разнообразящих её. При этом национальный стиль игры не есть шаблон, схема единая для всех команд.
Третий компонент – единство методик и технологий тренировочного процесса (начиная с детского возраста), основанных на национальном стиле игры и реализующих его.
И, наконец, четвёртый компонент - наличие в арсенале групп, линий, команды наигранных комбинаций. Т.е. та самая сыгранность. При этом очевидно, что для игроков с высоким уровнем ИТМ и ТО не требуется многолетнего сыгрывания для того, чтобы начать использовать комбинации в игре, да и способность к импровизации тем выше, чем выше ИТМ и ТО.
Яркий пример из советского хоккея - Александр Мальцев, который в сборной сыграл более чем в 60 вариантах троек нападения. Именно высочайшее ИТМ позволяло ему эффективно с листа играть с любыми партнёрами.
А когда ИТМ и ТО недостаточны и нет понимания что это такое и как их развивать, вот тут то и «вытаскивается» на поверхность та самая сыгранность, которая в этом случае превращается в натаскивание на схемы и шаблоны.
Более того, сколько не наигрывай сочетания и комбинации, если у игроков низкие ИТМ и ТО, то даже многолетне отработанные комбинации не смогут быть эффективно реализованы, т.к. в нестационарных условиях игры и при воздействии соперника сбои будут происходить в самой важной фазе их реализации - принятии и исполнении решений каждым игроком.
Всё изложенное подтверждено практикой, причём многолетней и на самом высоком уровне.
Например, когда Канада по-настоящему столкнулась с советским стилем игры (СС-72, 74, 76) и наступило понимание, что он более эффективен, то проблема поиска путей развития и восстановления своего приоритета приобрела национальный масштаб.
Стали анализировать, что обеспечивает такую эффективность советскому стилю. Определили, что одним из главных компонент является высокий уровень коллективных взаимодействий. На чём он основан?
На следующих факторах:
- высокое индивидуальное мастерство игроков;
- наличие единого стиля игры;
- высокая тактическая обученность;
- многолетняя сыгранность.
Стали сравнивать, что есть у них:
- индивидуальное мастерство - есть;
- национальный стиль игры - есть;
- тактическая обученность – в смысле своего национального стиля - есть и его можно развивать;
- многолетняя сыгранность – нет и её невозможно обеспечить в условиях НХЛ.
Стали думать, чем можно заменить сыгранность.
И они придумали! Причём придумали способ более универсальный и более эффективный.
Они не стали годами сыгрывать сочетания, а, наоборот, с детского возраста стали ротировать составы линий, пятёрок, особенно защитников, добиваясь тем самым адаптированности игрока к игре с разноплановыми партнёрами. При этом воспитывается индивидуально сильный игрок, но не индивидуалист, а хоккеист, готовый к командной игре и взаимодействию с такими же индивидуально сильными и разноплановыми партнёрами.
Поэтому игрок, приходя в профессиональные команды и, попадая в то или иное сочетание, легко к нему адаптируется, т.к. либо уже когда-то играл с кем то из этих партнёров, либо играл с аналогичными по стилю, либо на основе навыка адаптации, полученного ещё в детском возрасте, быстро выходит на требуемый уровень взаимодействия.
Кроме того, в Канаде существенное внимание уделяется индивидуальной тактической подготовке, например, в детско-юношеском хоккее на неё отводится от 15 до 25% тренировочного времени в зависимости от возраста.
То же делается в последние годы и в США.
В комплексе это дало великолепные результаты. Поэтому не стоит удивляться (как это делают многие наши комментаторы, да и «специалисты» хоккея), что в любых сочетаниях Североамериканские команды играют эффективно, а мы нет.
Роль и значение рассматриваемых компонент хоккея не изменились со времён распада СССР. Главное - правильно расставить акценты и приоритеты в этих компонентах.
Сыгранность и во времена СССР и сейчас тоже – это лишь дополнение, бонус к высокому ИТМ, ТО команды и наличию национального стиля игры. Если сыгранность есть – хорошо, но если её по объективным причинам нельзя обеспечить, то всё равно основа эффективных взаимодействий – это ИМТ и ТО. Именно ими нужно заниматься в нашем хоккее.
Таким образом, ФХР не нужно ставить телегу впереди лошади. Не нужно от КХЛ требовать сыгранности линий, а нужно, во-первых самим определиться с нашим национальным стилем и в системе детско-юношеского хоккея обеспечить правильное развитие ИТМ и ТО команды, а во вторых от МХЛ и КХЛ требовать создания условий для совершенствования этих качеств в тренировочно-соревновательном процессе, а не для деградации их в условиях закрытых, статических оборонительных тактик и отсутствия правильного тренировочного процесса.