Профессор Виктор Ефимович Горский.
Характеристика современного хоккея.
Настоящая публикация открывает цикл материалов, посвящённых характеристике национальных стилей игры.
Приведены общие характеристики современного хоккея и тенденции его развития.
1. Наличие национальных стилей игры, существенно отличающихся друг от друга. Основные национальные стили:
- Остроатакующий, комбинационный, активный (советский);
- Атакующий, активный, силовой, технологичный (канадский);
- Тотальный, позиционный, активный хоккей, с приоритетом атаки (шведский);
- Активный, силовой, с приоритетом обороны (финский);
- Оборонительный, контратакующий, пассивный (чешский);
Необходимо отметить, что сегодня в мире нет сборных или клубных команд, играющих в остроатакующем, комбинационном стиле. В тоже время многие, прежде всего клубные команды, используют комбинированные стили игры.
2. Использование новых технологий. Внедрение в тренировочный процесс и соревновательную деятельность информационно-технологических систем, передовых медико-биологических и новых хоккейных технологий.
3. Технологичный хоккей: всесторонне технологически обеспеченный, основанный на подробной информации о своей команде и о сопернике, обеспечивающий максимальную эффективность на основе максимизации своих сильных и минимизации слабых сторон при одновременной минимизации сильных и максимизации слабых сторон соперника.
Представляет собой развитие тактического хоккея - надстройку над коллективными тактическими системами, основанную на групповых и индивидуальных заданиях с целью, прежде всего, выиграть противоборство в каждом технико-тактическом действии (ТТД) и микроэпизоде игры.
Технологичность позволяет команде эффективно перестраивать свою игру в зависимости от соперника, турнирной стратегии или ситуации в игре, имея в арсенале ограниченный набор тактических решений.
Составляющие технологичности:
- информационное обеспечение, ресурсы для надлежащей обработки информации, наличие достаточной информации по командам и игрокам соперника и по собственным игрокам;
- целенаправленная селекция игроков под концепцию игры;
- наличие основного и резервных планов на игру, своевременное переключение между планами;
- распределение ролей в тренерском штабе (ТШ) и управление им во время игры;
- подробное доведение до игроков планов на игру, разбор соперников, разбор не только своих ошибок, но и указание КАК нужно играть против конкретного соперника, против конкретной пятёрки, линии, игрока, вплоть до отдельных ТТД;
- формирование разноплановых пятёрок и линий (ударные, сдерживающие, силовые, скоростные), постановка им конкретных заданий на игру;
- постановка индивидуальных заданий игрокам, линиям, группам;
- умение использовать ролевых игроков;
- формирование спецбригад для большинства (ПП), меньшинства (ПК), игры в равных, но неполных составах.
- коучинг во время игры (наложения пятёрок, линий и отдельных игроков, лайн-матчинг, управление ритмом, скоростью игры, управление игровым временем линий и пятёрок, перетасовка звеньев под задачи и по ситуации, использование тайм-аута, замена вратаря, контроль за ТШ соперника, работа в паузах в игре, разбор, постановка задачи и внесение корректив во время перерывов и по ходу игры и т.п.);
- умение играть по счету: уступая или ведя в счёте, т.е. переключаться от игры с приоритетом обороны на игру с приоритетом атаки и наоборот.
4. Наличие стратегии не только на каждую отдельную игру, но и на турнир в целом (разные тактики и технологические решения для предварительных игр и игр плей-офф (ПО), постепенное вкатывание в турнир, выбор удобных соперников в ПО, выход на пик формы к ПО и т.п.).
5. Тактическая мультимодельность. При доминировании в команде одного национального стиля игры наличие спектра тактических вариантов (моделей), дополняющих и разнообразящих его, в том числе для ПП, ПК игре в равных но неполных составах.
Тактическое разнообразие, наличие в арсенале команды различных, даже противоположных тактических моделей.
Наличие в одной команде разноплановых звеньев, играющих в разные тактические модели, наличие ролевых игроков, имеющих индивидуальные задания в игре.
Разработка эффективных командных тактик, основанных на сильных сторонах национального стиля и школы игры, и адекватное их применение в конкретных турнирах и матчах. Разработка резервных тактических планов и вариантов на игру.
Повышение тактической обученности, как отдельных игроков, так и групп, линий, пятёрок. Наличие национального стиля и тактическая обученность позволяет игрокам быстро адаптироваться друг к другу и тактическим вариантам в сборных командах страны.
Разработка и применение большого количества моделей эффективной игры в ПП и ПК;
6. Тотальный хоккей. Использование прессинга, давления (силового и технического) по всей площадке, как в интересах обороны, так и в интересах атаки. Не оставлять сопернику свободного пространства-времени для принятия и исполнения решений. Использование позиционной игры, как в обороне, так и в атаке.
7. Универсальный хоккей. Универсализация полевых игроков как внутри амплуа, так и между амплуа. Игра становится все более вертикальной и скоростной, защитники все чаще оказываются в зонах атаки, да и форвард за один отрезок может сыграть во всех трех амплуа нападающего (справа, в центре, слева) и выполнить функции защитника.
Стирание грани межу защитником и нападающим. Каждый игрок должен уметь выполнять функции в соответствии с тем местом и ситуацией на площадке, в которой он находится в конкретный момент времени + набор ролей, в которых данный игрок наиболее эффективен. Признаки сегодня: универсализация, челночность, уравнивание антропометрических показателей защитников и нападающих.
8. Комплексирование универсализма и узкой специализации (игроки универсалы и ролевые игроки) на общей высокой технико-тактической и функциональной базе.
Наряду с универсализацией эффективное использование ролевых, узкоспециализированных игроков, умеющих на высоком мировом уровне выполнять отдельные функции, но в тоже время имеющих и хорошую общую технико-тактическую и функциональную подготовленность.
Функции ролевого игрока:
- подавление лидеров соперника;
- разрушение;
- игра на лидера;
- умение драться;
- умение играть на пятачке (защитник - в разрушающем ключе, нападающий - в созидательном);
- стандартные положения (вбрасывания, буллиты и др.);
9. Интенсивный, напряжённый хоккей. Увеличение напряжённости игры и интенсивности выполнения ТТД, мощности (силовой, скоростной, технической), скорости, объёма работы, выполняемого всеми игроками всех амплуа: и нападающими и защитниками и вратарями.
Сокращение времени смен, но работа хоккеиста в смене становится все более интенсивной, вертикальной и челночной.
10. Повышение индивидуального мастерства. Повышение уровня индивидуальной техники, индивидуальной тактики, тактической обученности, функциональной и психологической подготовленности.
Повышение на этой основе надёжности выполнения ТТД (снижение уровня брака) на высокой скорости в условиях высокой интенсивности ТТД, противодействия соперника и дефицита пространства-времени.
Повышение эффективности игры вратарей. За последние годы благодаря использованию информационных и других технологий в подготовке вратарей эффективность игры вратарей выросла более значительно, чем эффективность игры хоккеистов других амплуа.
Возрастание роли индивидуального тактического мастерства игроков, игрового мышления, скорости принятия и исполнения решений в помеховых условиях, прогнозирования и импровизации.
11. Высокий уровень и выравнивание функционального состояния, массо-габаритных характеристик (МГХ) игроков и команд. Функциональное состояние и уровень работоспособности близки к пределу возможностей естественного человеческого организма.
Эффективное управление функциональным и психологическим состоянием команды, своевременный вывод спортсменов на пик функционального состояния.
Одновременно существуют 2 вида соревнований с противоположными условиями и требованиями к функциональной подготовленности игроков и команд:
- длительные турниры (чемпионаты стран, КХЛ, НХЛ);
- краткосрочные турниры (ЧМ, ОИ, международные клубные турниры).
Повышение плотности календаря соревнований, количества игр за год, месяц, неделю.
12. Соблюдение баланса атаки и обороны, созидательных и разрушительных ТТД.
Созидательные ТТД: ведение шайбы, движение без шайбы в целях атаки, броски в сторону ворот, обводки, помехи вратарю, подборы в зоне атаки, вбросы шайбы в зону атаки, передачи и прием передач в целях атаки, силовые противоборства в целях атаки.
Разрушительные ТТД: - движение без шайбы в целях обороны, отборы, блокировки бросков, перехваты передач, опека соперника, подборы шайбы в зоне защиты, передачи и приём передач в целях обороны, проброс и выброс шайбы из зоны защиты, силовые противоборства в целях обороны.
Количественное выражение баланса: оборонительные ТТД должны составлять не менее 35 – 40% от всех ТТД при условии выполнения требований по общему количеству ТТД в игре.
Оптимальное количественное значение баланса атаки-обороны зависит от тактического стиля игры команды.
13. Увеличение доли командных действий по отношению к индивидуальным. Увеличение количества передач. Увеличение количества групповых действий, поддержки и подстраховки, создания плотности и локального численного преимущества, как в атаке, так и в обороне. Игра в пас в одно касание.
14. Активное использование защитников во всех фазах атаки, при организации прессинга, в ПП. Необходимые качества современного защитника, помимо чисто оборонителных – наличие мощного щелчка, сильного и точного вантаймера, мобильность, тяготение к созидательной деятельности, диспетчерским функциям, позиционному отбору, игре в атаке.
15. Управляемые темп и ритм игры. В зависимости от ситуации отрезки с высокой напряжённостью и интенсивностью могут сменяться относительно более спокойными временными интервалами. При этом, в целом игра должна удовлетворять высоким требованиям по интенсивности и напряжённости.
16. Активный характер игры. При активной игре команда изматывает соперника, вынуждает его совершать ошибки, в то время как при пассивной игре команда только лишь ожидает, когда соперник сам ошибётся. При этом команда может показывать активную игру как при игре с приоритетом атаки, так и с приоритетом обороны.
Показатель количества форчеков имеет высокое значение коэффициента корреляции с исходом игры > 0.9 и отнесён к 1-й группе важности.
17. Увеличение количества и интенсивности силовой борьбы по всей площадке, как следствие – подготовка и использование гораздо больше мощных, тяжелых и высоких игроков. Силовой, агрессивный хоккей.
Силовой компонент в современном хоккее является необходимым атрибутом не только оборонительных действий (как это указывается в отечественной теории и методике хоккея), но и атакующих. То есть силовой компонент в современном хоккее – это, прежде всего, мощный фактор борьбы за преимущество, как в отдельном игровом эпизоде, так и в игре в целом. При этом основную нагрузку (более 60% силовых противоборств) несут нападающие, в том числе за счёт активного силового давления в зоне соперника.
Показатель превосходства в силовом компоненте имеет высокое значение коэффициента корреляции с исходом игры > 0.9 и отнесён к 1-й группе важности.
18. Высокая значимость ошибок. Единственная ошибка может привести к поражению команды, как в игре, так и в турнире.
В то же время, современные активные стратегии и тактические варианты не исключают права игрока на ошибку, более того, в современной теории и методике хоккея ошибки включаются в стратегию и тактику как допустимые риски, поскольку не ошибаться в современном скоростном, активном и интенсивном хоккее невозможно. И на этом основании строится стратегия и тактика команды. Современный активный хоккей предполагает, что степень влияния ошибок снижается за счёт активных, высоко динамичных действий и защитников, и нападающих, их взаимной подстраховки, компактности групповых действий, смены мест, большого объёма катания, правильного выбора ТТД, технического и силового давления на шайбу и соперника.
Статичные, схематичные системы игры, отсутствие взаимозаменяемости и подстраховки характеризуются более высокой ценой ошибок, как индивидуальных, так и групповых, позиционных, тактических.
Откатный, оборонительный хоккей, упрощение игры, сокращение активности по обоснованию ведущих отечественных тренеров команд КХЛ и многих наших специалистов хоккея имеют целью сокращение ошибок, повышение надёжности игры и, на этой основе, достижение победы. Однако, объективный анализ показывает ошибочность таких суждений.
Существенное влияние на исход игры оказывают ошибки и грубые ошибки вратаря, ошибки и грубые ошибки в непосредственной близости от ворот – на пятачке, а также грубые тактические и позиционные ошибки, в результате которых происходит выход соперника 2 в 1, 1 в 0, на ударной позиции оказываются неопекаемые соперники и т.п. Также критичны грубые ошибки в отборе шайбы, особенно в зоне защиты, в результате которых соперник выходит на ударную позицию, 1 в 0, 2 в 1, отдаёт голевую передачу, обостряется позиционная атака и т.п. Эти показатели имеют высокие значения коэффициента корреляции с исходом игры > 0.9 и отнесены к 1-й группе важности.
Существенное влияние на исход игры оказывают грубые ошибки при подборе шайбы и при приёме шайбы (особенно в зоне защиты). Эти показатели отнесены ко 2-й группе важности со значением коэффициента корреляции > 0.8. В результате этих ошибок происходит добивание шайбы, выход соперника 1 в 0, 2 в 1, срыв собственной атаки и т.п.
К 3-й группе важности (коэффициент корреляции > 0.7) отнесены ошибки в обводках, тактические, позиционные ошибки, ошибки в приёме шайбы, грубые ошибки при передачах, в результате которых происходит срыв собственной атаки, контратака соперника, обострение позиционной атаки и т.п.
19. Повышение значимости блокировки бросков по воротам. При этом данный показатель оказывается важнее, чем, например, помехи вратарю, поскольку при блокировании броска шайба вовсе не доходит до вратаря, а тем более до ворот, и наличие/отсутствие помехи в данном случае уже не так существенно. Кроме того, при блокировании броска могут создаваться благоприятные условия для контратаки.
Показатель количества блокировок бросков имеет высокое значения коэффициента корреляции с исходом игры > 0.9 и отнесён к 1-й группе важности.
20. Эффективная игра в стандартных положениях, таких как: вбрасывания, буллиты, игра на пятачке, у борта, вброс шайбы в зону атаки, смены составов по ходу игры. Отработка стандартов на тренировках.
Большое внимание игре на пятачке:
- в атаке: разработка и применение моделей создания трафика перед воротами, помех вратарю, борьба за отскоки, подборы, умение добивать шайбу, подправлять броски, изменять направление и скорость полёта шайбы, броски и набросы шайбы на пятачок, силовая борьба;
- в обороне: умение противодействовать созданию помех вратарю, добиванию, подправлению, подбор шайбы, силовая борьба.
21. Увеличение количества, силы и точности бросков по воротам с разных дистанций. Активное использование бросков в одно касание (вантаймеров).
22. Утрачивание возможности многолетней сыгранности линий и пятёрок.
23. Трактовка правил, способствующая развитию скоростного, комбинационного, техничного хоккея.
24. Наличие трёх видов площадок (по размерам): европейские, североамериканские, промежуточные.
Добавлено: спустя 28 минут 44 секунды

Профессор Виктор Ефимович Горский.
Некоторые итоги молодёжного чемпионата мира 2014г.
Полезный был чемпионат. Бывает так, что не каждый взрослый ЧМ и даже ОИ что-то дают для развития теории и методики хоккея, а вот этот МЧМ, считаю, внес определённый вклад.
Главное то, и это, пожалуй, окончательно уже установлено, что в современном хоккее победить может только команда, имеющая СИСИЕМУ ИГРЫ, под которую разработан спектр тактических вариантов её реализации и комплекс технологических решений для каждого конкретного соперника, каждой пятёрки, линии и игрока. А также, немаловажно, что команда в целом и каждый игрок не только обучены этой системе, но понимают и принимают её.
При этом система игры может быть как с приоритетом атаки, так и с приоритетом обороны.
Второе – то, что современная конкурентоспособная система игры должна быть АКТИВНОЙ. Т.е. в любой момент времени и в любой точке площадки команда должна:
- вынуждать соперника делать ошибки и уметь их реализовывать;
- сама играть компактно, динамично, с поддержкой и подстраховкой, чтобы компенсировать индивидуальные ошибки своих игроков, как в атаке, так и в обороне;
- создавать локальное численное преимущество и в атаке и в обороне, а это значит, что защитники должны поддерживать атаку и не только начинать её, а нападающие - участвовать в обороне и не только в своей зоне.
Третье – то, что все составляющие индивидуального мастерства игроков должны соответствовать системе игры: функциональная работоспособность, тактическая, техническая и психологическая подготовленность. А сама система должна базироваться на сильных сторонах национальной школы подготовки игроков и обеспечивать максимальное раскрытие их потенциала.
Примечание: Именно в таком порядке должна формироваться любая конкурентоспособная команда. Сейчас мы получили составы всех сборных на ОИ-14, и каждый может оценить степень соответствия той или иной сборной указанным принципам. Т.е. фактически – очертить круг реальных претендентов на олимпийскую победу, т.к. очевидно, что команды, не соответствующие данным принципам, не имеют шансов на победное выступление.
Обе команды, игравшие в финале МЧМ-14, соответствовали этим принципам. Причём финны показали практически идеальный вариант современной активной стратегии игры с приоритетом обороны – то, что в ТиМ хоккея называется созданием преимущества при игре в обороне. Большое влияние на качество хоккея оказала игра на европейских площадках. На площадках североамериканских размеров такой хоккей без внесения корректив будет менее эффективным.
Мне лично немного грустно, что верх одержала оборонительная система игры.
Но поражение шведов имеет объективное обоснование. В целом Швеция показала сбалансированный хоккей с очевидным приоритетом атакующих действий. Например, в финале Швеция имела очень высокий коэффициент превосходства: 1.04. А во втором периоде провела 42 атаки, что является рекордом за всё время выполнения мной анализа игр.
Так в чём причина их поражения?
Сборная Швеции на всех уровнях сегодня играет в самый сложный хоккей в мире. Такой хоккей является результатом многолетней работы всей системы шведского хоккея, начиная с детского и заканчивая национальной сборной командой. Т.е. по части системы игры и её активности – вопросов нет. Но для того, чтобы такой сложный хоккей был ещё и самым эффективным – необходима полноценная третья компонента – соответствие всех составляющих индивидуального мастерства системе игры. С обученностью, индивидуальной тактикой – нет проблем. В части индивидуальной техники можно бы пожелать лучшего (относительно лучших представителей данного возраста), но в целом – тоже на уровне. Таким образом, на мой взгляд, проблема состоит в несоответствии уровня работоспособности игроков сложной и энергозатратной стратегии. Исторически тотальный, позиционный шведский хоккей разрушался именно активной, скоростной игрой соперника, т.е. страдал от того, что шведы не в состоянии были реализовать сложные тактические схемы на высоких скоростях и под давлением соперника, если эти скорости и давление сохранялись хотя бы половину каждого периода. Нужно отдать должное шведам – за последние 5-7 лет они существенно продвинулись в функциональной подготовке игроков к реализации национального стиля игры, но всё же ещё не до конца решили эту проблему.
Если в основное время шведы доминировали по всем показателям, то в ОТ картина изменилась: по всем показателям первенствовали финны:
- атаки: 13, против 12;
- позиционные атаки: 8, против 4;
- броски: 11, против 8;
- броски в створ: 6, против 5;
- силовые противоборства: 12, против 10.
Это и определило итоговую победу финской сборной.
Какой же уровень работоспособности должен быть у шведской команды? Ответ можно дать по аналогии: во времена Чернышова-Тарасова и Тихонова-Юрзинова в самый сложный хоккей в мире играла сборная СССР и играла очень эффективно. Так вот уровень работоспособности шведов должен соответствовать работоспособности той советской сборной, конечно с поправкой на напряжённость, интенсивность, объём движения и силовую составляющую современного хоккея.
Обе Североамериканские команды выглядели невнятно. Возможно, что команды были заточены под игру на СА площадках. Если так, то это очевидная недоработка тренерских штабов. Всё же для современного хоккея разница в ширине площадок – это фактор, существенно влияющий на исход игр, и не учитывать его при подготовке команды и индивидуальной подготовке игроков нельзя.
Про сборную России написано достаточно. Если не повторяться и сказать коротко, то в нашей игре не было ни одного из вышеназванных компонентов. Вместо системы игры был крайне ограниченный набор тактических заданий пассивно-оборонительного характера, статичная, индивидуальная, персональная игра в обороне, ставка на 1-е звено, никчемные сдерживающие пятёрки, накачки-настрой и несоответствие концепции тренерского штаба сильным сторонам игроков.
Поэтому ответственность за неудачное выступление сборной полностью лежит на тренерском штабе, а завоёванные бронзовые медали – это исключительная заслуга игроков, которые в рамках ущербного хоккея, предложенного им тренерами, сумели вырвать победы в четвертьфинале и игре за 3-е место.
Имеем ли мы право экстраполировать результаты молодёжного чемпионата на вершину мирового хоккея - ОИ-14? Думаю, что отчасти имеем. Прежде всего, потому, что системы игры многих молодёжных сборных соответствуют национальным стилям этих стран, а значит и национальным сборным на ОИ.
Финляндия: будет играть в силовой, активный хоккей с приоритетом обороны. Хоккей, в который играют сборные Финляндии, очень неудобен биллялетдиновской вертикали, об этом свидетельствуют и результаты Евротура. И это при том, что обе сборные исповедуют оборонительный хоккей. Разница только в характере оборонительных действий, да ещё в использовании (неиспользовании) сильных сторон национальной школы подготовки игроков.
Швеция: будет играть в активный, тотально-позиционный хоккей с приоритетом атаки. Эффективность игры шведов, как отмечено выше, будет существенно зависеть от функциональной готовности игроков, в первую очередь нескольких ключевых возрастных фигур из НХЛ, недостаточно хорошо знакомых с современной национальной стратегией игры.
Канада: будет играть в, активный, силовой, сбалансированный, технологичный хоккей, в зависимости от соперника возможна игра, как с приоритетом атаки, так и обороны.
США: будет играть в активный, силовой, технологичный хоккей с приоритетом атаки.
Для СА сборных важным моментом будет подготовленность к игре на широких площадках. Многие годы тренеры и генменеджеры этих команд не обращали на это внимание. В Сочи многое будет зависеть от того, скорректировали ли тренерские штабы свои стратегии в связи с игрой на европлощадках, учитывали ли они этот фактор при формировании состава, готовили ли специально потенциальных кандидатов на ОИ.
Кстати это относится и к европейским сборным, составы которых сформированы из игроков НХЛ.
Что касается России, то наша команда согласно «вертикальной» концепции будет играть в пассивный хоккей с приоритетом обороны.
Так что же - это, стало быть, наш национальный стиль?
Лично я с этим не согласен.
ОИ всё расставят по своим местам.