Др. Яша Смушкин.
ТЕХНИКА И ТАКТИКА У ДЕТЕЙ НЕСОВМЕСТИМЫ
В этом очерке «научный здравый смысл будет моим языком», а ему наплевать на субъективные мнения или понятия «экспертов детского бизнес-проекта». Правое и левое полушария головного мозга у детей становятся равных размеров в среднем к 12 годам. Поэтому, биологически, физиологически и психологически невозможно требовать от детей до этого возраста «тактического командно-игрового успешного взаимодействия разных игровых амплуа, в нападении и в защите». Иначе говоря, «не прыгайте вперед батьки в пекло или на двух горшках одновременно на заднем месте не усидеть!»
Чтобы было ясно всем заинтересованным «специалистам детского хоккея» скажу, что все «земные двигательно-моторные командные игры, автоматически на скользкий лёд перенести невозможно». Лёд не земля, пятки не коньки и летчики не космонавты! Приведу один пример из фигурного катания на коньках. В нём существует один раздел, называемый женское групповое синхронное фигурное катание. Перед тем, как начинать заниматься групповым синхронным катанием, все участницы с детства научились одиночному фигурному катанию.
Кому «по историческому рангу» принадлежит территория скользкого льда? Прежде всего природе, потом фигуристам и далее конькобежцам и их тренерам одиночных видов спорта. Хоккей, - подвижная игра на льду, которая «арендует скользкий лёд для тренировок, соревнований и шоу-зрелищ», игнорируя биомеханические закономерности взаимодействия льда с коньками и ногами, а тела хоккеистов с сопротивлением воздуха. Иначе говоря, скользский лёд «или помогает развивать технику скольжения на коньках или разрушает её». К тактическим групповым задачам хоккейных тренеров, скользкий лёд не имеет никакого отношения.
Спортивно-командный хоккей начинается с юношеского, а не с детского возраста. Как правило, тренеры детского хоккея те, кто не смогли найти работу в юношеском или во взрослом профессиональном хоккее. Это ясно, как божий день, потому-что там легче, интересно, престижно и больше платят. Тренер хоккейной детской команды неравнозначен спортивному учителю в фигурном катании или в конькобежном спорте. Приведу пример. На кафедре конькобежного спорта ГЦОЛИФК в Москве, помимо конькобежцев и фигуристов никого небыло и я на ней преподавал. На кафедре игровых видов были хоккеисты, футболисты, баскетболисты, волейболисты и т.п. При ГЦОЛИФК была двух годичная школа тренеров хоккея, где с Виктором Тихоновым мы подружились. Хоккей, подвижная игра, и спортом никогда не была, из-за отсутствия порицания моторных ошибок, т.е. «спортивной квалиметрии обратной связи».
Триумф хоккейного единоборства двух команд – победный результат, который является «концом процесса их соперничества». В конькобежном спорте и в фигурном катании, первично «качество процесса оптимального взаимодействия тела на коньках со скользким льдом, - со старта до финиша». Количественно-временной результат бега конькобежцев и квалиметрическая оценка качества ловкости фигуристов, - являются их соревновательным индивидуальным показателем. Голы в ворота соперников, - результат качественного технического единоборства вратаря и нападающего, а не тактических схем тренера команды!
В спортивной деятельности нет групповой тактики без индивидуальной техники! Становление индивидуальной техники, - территория профессиональных знаний, тогда как комбинаторика тактических схем в хоккейной игре, требует игрового опыта. Никаким тактическим игровым опытом невозможно развивать и совершенствовать индивидуальные технические способности в детском хоккее!
Открою один секрет из 43 моих тренерских лет в детском хоккее. В сравнении количества аренды льда для тренировок и соревнований у конькобежцев и фигуристов его во много раз больше, чем у хоккеистов. Если у конькобежцев и фигуристов имеет место цель «достижение высших спортивных рекордов», то у хоккеистов цель «бизнес-проект», в котором детский хоккей – нерентабельная деятетельность на льду с экономической точки зрения в глобально-коммерческом хоккее наших дней.
И всё-таки, я предлагаю в этом вопросе быть последовательным, и если Яков Алексеевич уверяет, «что научный здравый смысл будет его языком», то давайте посмотрим, о чём этот «язык» нам повествует в реалии.
В младшем школьном возрасте (7-9 лет) возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-топологические особенности высшей нервной деятельности ребёнка.
Другими словами, ребёнок в данном возрасте способен воспринимать только то, что ему интересно, но, достаточно непродолжительное количество времени. Наиболее актуальная по значимости сфера интересов ребёнка в этой возрастной группе – игра и соревнование. Сделать лучше, быстрее – вот к чему стремится каждый малыш. Поэтому в игровой или соревновательной форме, ребёнок способен выполнять как технические, так и технико-тактические задачи с максимальной самоотдачей и интересом. Другое дело, какие задачи ставит перед ребёнком наставник. И здесь, конечно же, необходимо понимать, что «техника», в данный период, в значительной мере превалирует над «тактикой» и тут трудно не согласиться с автором статьи. Однако заложить основы элементов тактического взаимодействия необходимо.
В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Например, в коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры – в 3 раза.
Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами главным образом за счёт роста отростка нейронов в горизонтальном направлении. Это создаёт многофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных связей. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчинённой ролью подкорки.
Поэтому начиная с 9 лет возможно и необходимо поэтапное структурированное внедрение в тренировочную практику элементов технико-тактического и тактического мастерства, и тактического взаимодействия . То есть выделение основных учебных элементов и установления связей между ними.
Такая работа ведётся поэтапно. Первым этапом должен стать анализ деятельности. Ребёнку необходимо объяснить важность изучаемых элементов и мотивировать его нацеленность на его изучение. На втором этапе необходимо создать новый образ предстоящей работы. Поскольку отличие возникших в её процессе требований, от устоявшихся знаний и умений, в значительной степени отличаются. Третий этап – изучение возможностей ребёнка в соответствии с поставленными перед ним целями.
Проведя поэтапное исследование, выделив элементы и установив между ними связи, наставник способен произвести оценку, и в дальнейшем варьировать как объём, так и последовательность содержания работы в зависимости от конкретных целей.
Любой тренировочный процесс должен иметь свою цель. И эта цель должна соответствовать уровню усвоения материала. В процессе работы ребёнок должен научиться опознать, воспроизвести, смоделировать и трансформировать любой элемент или ситуацию. Это задача будущего, но на начальном этапе, коим является 9-ти летний возраст, тренер обязан наметить связи, причём не все, а самые существенные. Данные связи и будут определять структуру и последовательность работы в соответствие с однородностью восприятия информации.
Технологически это выглядит так:
- Учитывается принцип минимализации. Тренер определяет, что «может помешать» работе, а что может «пригодиться». Поэтому на начальном этапе исключается всё, что может нанести ущерб в достижении цели. Здесь на помощь приходит комплекс подводящих упражнений, которые в дальнейшем, при воссоединении образуют единую структуру.
- Принцип объективных связей. Ребёнок визуально воспринимает качественное улучшение игровых возможностей, способность достижения результата наименьшими усилиями, а так же эстетику результата.
- Принцип визуализации. Возможность оценить результативность действий.
- Принцип логического следования - отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами.
- Принцип соответствия, в котором изучаемые элементы имеют ярко выраженный практический характер применения.
- Принцип соответствия тренировочных способностей, игровым возможностям. Здесь мы вновь говорим о поэтапном, структурированном преподавании материала.
При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей. У 13 летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение оперативно-тактического мышления. Время решения тактических задач у них сокращается по сравнению с десятилетними. Однако так происходит когда спортсмен внутренне подготовлен к возрастным изменениям, когда в его сознании существует базовая платформа, позволяющая ему демонстрировать свои индивидуальные отличия, и командное взаимопонимание. Это как мозаика, нет двух трёх «стёклышек» и рисунок становится кошмаром перфекциониста.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, с достаточным основанием можно предположить, что календарным возрастом начала преподавания детям основ тактических навыков в хоккее является возраст 9 лет.