В этой связи, продемонстрируем пример, который приводит José Mourinho (Lourenço & Ilharco, 2007) комментирующий аналитическую тенденцию в методологии: "Кто самый быстрый человек в мире? Давайте предположим, что это Francis Obikwelu, которому требуется меньше десяти секунд, чтобы пробежать сто метров. Это очень быстро, и я не знаю ни одного футболиста, который мог бы обыграть его в беге на сто метров. Однако в футбольном матче, в команде, которую тренировал я, Болт был бы самым медленным. Позвольте мне привести вам еще один пример: Деко. Если бы мы поместили его в стометровую гонку с легкоатлетами, он казался бы до смешного медленным.
У него нескоординированный стиль бега, нет хороших значений для максимальной скорости, и наверняка его мышцы нагружены медленными сокращающимися волокнами. Однако на футбольном поле он один из самых быстрых игроков, которых я знаю, потому что чистая скорость не имеет прямого отношения к скорости в футболе. Скорость в футболе связана со способностью анализировать игровые ситуации и реагировать на конкретные стимулы, а также способностью определять правильные реакции".
Как последователь тактической периодизации, José Mourinho продвигает подход с другим замыслом, где скорость получает новое измерение в конкретной перспективе. При анализе скорости, таким образом, медленный игрок с механической точки зрения может быть быстрым игроком с более сложной точки зрения, потому что при правильном выборе момента времени этот игрок может двигаться туда, где соперник меньше всего этого ожидает, и быть там, где партнер владеющий шайбой, в нём больше всего нуждается.
В этом контексте игра со скоростью или без нее связана с процессом принятия решений. Это связано с эффективностью принятия решений, предыдущим опытом и тактической культурой каждого игрока и команды в целом (Araújo, 2004). Поэтому скорость, которую мы хотим развить в нашем тренировочном процессе, - это скорость, непосредственно связанная с нашим способом игры.
Мы готовим очень большой образовательный проект в редакционную коллегию которого войдут все мэтры хоккейной науки России. Этот проект станет площадкой, с которой каждый специалист, которому есть, что сказать хоккейному сообществу, сможет опубликовать свою теорию и вступить в полемику с самыми авторитетными специалистами.ИльяМуромец писал(а): сообщение07 ноя 2021, 14:13Супер, как всегда здорово! А что за новый имидж у Вашего сайта? Или это другой? Старый вроде ведь тоже работает, расскажите?
Неплохо для начала. Только, кроме полемики, хотелось бы уже увидеть единые методические разработки для всех российских школ или хотя бы общие нормативы, какими навыками, в каком возрасте ребенок должен владеть, какие оптимальные нагрузки для каждого возраста, сколько должно быть льда, сколько офп, какого офп в каждом возрасте. А то у нас есть Мичковы и есть Красная машина. И все здравомыслящие родители понимают, что ни один ребенок, занимаясь по программе Красная машина, никогда не станет Мичковым.т-34 писал(а): сообщение08 ноя 2021, 01:18Мы готовим очень большой образовательный проект в редакционную коллегию которого войдут все мэтры хоккейной науки России. Этот проект станет площадкой, с которой каждый специалист, которому есть, что сказать хоккейному сообществу, сможет опубликовать свою теорию и вступить в полемику с самыми авторитетными специалистами.ИльяМуромец писал(а): сообщение07 ноя 2021, 14:13Супер, как всегда здорово! А что за новый имидж у Вашего сайта? Или это другой? Старый вроде ведь тоже работает, расскажите?
Задумок очень много, но пока вещать о них преждевременно. Пока мы только тестируем платформу.
"Красная Машина" и есть великолепная методическая разработка, созданная ФХР для всех Российских школ. В ней есть все ответы на поставленные Вами вопросы, и не только на них. В этом направлении ФХР свою задачу выполнила с блеском. Их разработка получилась ничуть не хуже Северо-Американской.G.f.D. писал(а): сообщение09 ноя 2021, 10:59Неплохо для начала. Только, кроме полемики, хотелось бы уже увидеть единые методические разработки для всех российских школ или хотя бы общие нормативы, какими навыками, в каком возрасте ребенок должен владеть, какие оптимальные нагрузки для каждого возраста, сколько должно быть льда, сколько офп, какого офп в каждом возрасте. А то у нас есть Мичковы и есть Красная машина. И все здравомыслящие родители понимают, что ни один ребенок, занимаясь по программе Красная машина, никогда не станет Мичковым
За последние годы, в теории и методике подготовки хоккеистов произошёл достаточно существенный разрыв с предыдущими концепциями и методологиями обучения. Большие перемены произошли и в Северной Америке, и в Скандинавии. Традиционные модели были существенным образом переосмыслены.
В новом подходе, тактическое измерение не сводится к системе игры и её пространственной организации, а понимается как четко определенный набор принципов игры, как для атаки, так и для обороны (равно как и для перехода из обороны в атаку и наоборот), которые соответствуют идеализированному способу игры, желаемому тренером. Конечная цель состоит в том, чтобы установить порядок из хаоса. Мы хотим играть так, как мы себе представляем свою игру. Но зачастую играем так, как у нас эта игра получается. Это тактическое измерение, которое мы хотим структурировать и направить в нужное нам русло. Для достижения своих целей нам нужна периодизация, то есть деление системы на… игровую модель и игровой принцип, которые призваны сформировать причинно-следственные связи для наших игровых возможностей (прогнозирование).
Таким образом, модель игры и ее принципы определяет процесс с самого начала. Тактическая периодизация понимает, что тренировка должна "моделировать" игру через специфические упражнения, включающие все игровые принципы, разработанные тренером. Специфичность (specificity) упражнений должна охватывать не только структурную конфигурацию и функциональные события - тренер должен также направлять внимание игроков на те действия, которые он хочет развить. Поэтому тактическая периодизация утверждает, что что специфичность должна быть увязана не только с замыслом упражнения, но и с вмешательством тренера.
Такая тренировка вводит игроков в схему игры - организацию, направленную на развитие коллективной и индивидуальной идентичности. Эта коллективная идентичность может быть подтверждена взаимодействиями между элементами системы, которые должны быть регулярными и демонстрировать поведенческую тенденцию (behavioural trend). "Игра - это непрерывное действие, и ее конструкция создается навыками, которые мы имеем, и которые приобретены нами через это самое действие". Frade (1998), (отредактировано).
Процесс тактической периодизации контекстуализирует (contextualises) все ситуации, независимо от сложности, в соответствии с глобальной задачей, а именно с моделью игры. Он развивает язык взаимодействия, который, вне зависимости от роли, выполняемой игроком во время матча, создаёт органичность целостности в действиях команды.
Коллективную связь, основанную на индивидуальных игровых функциях каждого игрока. Множество этих связей и принципов определяет командную идею игры, которая должна быть отработана на всех уровнях сложности. Это позволяет игрокам разрабатывать стратегии, позволяющие команде сохранять свою идентичность (регулярность взаимодействий в системе).
Необходимо обращать внимание на каждый фактор. Физический аспект крайне важен, но то, что координирует весь процесс (физический, технический и психологический аспекты), является организацией (тактическим измерением). Любая тренировка, которую мы разрабатываем, должна быть связана с идеями игры. Этот подход отличается от комплексного обучения. Потому что комплексная тренировка использует исключительно технико-тактический навык, забывая про игровой стиль, прививаемый команде.
Когда я спрашиваю своих пацанов кто из них любит поиграть в «ловкую обезьяну», руки, как правило, поднимают все. Для тех, кто не в курсе, поясню суть игры. Два игрока располагаются друг напротив друга и стараются сделать друг другу передачу. Третий игрок, располагаясь между ними, должен эту передачу прервать.
Я спрашиваю ребят: «Как лучше расположиться, чтобы у вас было больше шансов на перехват передачи?» Ребята начинают думать, хотя выбор может быть всего из трёх вариантов: ближе к пасующему, ближе к принимающему передачу и посередине между ними. В конце концов кто-то даёт ответ – «ближе к принимающему» и большинство игроков соглашаются с ним, поскольку это и есть правильный ответ.
Заставив игроков думать об этом, я потихоньку перевожу разговор в нужное мне русло. Например, пытаюсь обсуждать с ними «форчекинг». В моей обычной тактической схеме нападающие располагаются следующим образом – один игрок прессингующий, второй находится в зоне помощи первому игроку с задачей осуществить подбор шайбы или оказать на соперников усиленное давление, третий перекрывает середину зоны, подстраховывая партнёров. Освежив в их памяти мою схему, я прошу ответить на вопрос.
«Кто в данной схеме является «обезьяной», и какого расположения на площадке он должен придерживаться, играя эту роль?»
Запомнив ответ на мой первый вопрос, игроки без сомнения отвечают – «обезьяна» должна располагаться перед игроком открывающимся под приём передачи от игрока подвергнувшегося прессингу». И это абсолютно правильный ответ.
О,кей, ответ правильный, но мне этого мало. Я усложняю задачу. «Сколько вариантов паса есть у игрока владеющего шайбой?»
«Четыре» - отвечают мне хором игроки.
«Нет» - говорю я. «Их пять».
«Вы имеете ввиду вратаря?» - спрашивают меня ребята, не скрывая улыбок.
«Ну нет, конечно. Я не имею ввиду вратаря. Я имею ввиду возможность сделать пас себе на ход». В разговоре повисает пауза, и по глазам своих подопечных я вижу, что осмыслив сказанное, никто из них не завидует роли «обезьяны». Ведь в теории, она должна перекрыть пять потенциальных возможностей со стороны соперника начать свою атаку.
Пользуясь повисшей тишиной, я задаю ребятам следующий вопрос: «А что вы можете рассказать мне о мангусте?»
- «Он ест змей» - следует робкий ответ.
- «А давайте внимательно посмотрим, как он это делает. Ведь мангусту мало укусить кобру. Ему необходимо поймать её за шею, чтобы убить и не пропустить смертельный для себя удар. Что помогает мангусту? Ему помогают выдержка, терпение, реакция и точный расчёт. Мангуст дожидается броска кобры, просчитывает где в момент атаки будет находиться её шея и наносит ответный удар. Точно так же действует и успешный форчекер, он просчитывает направление паса, как мангуст просчитывает бросок кобры. Но что способно помочь ему в этом?»
В первую очередь, конечно, умение читать язык тела соперника. Кроме того, геометрия движения его клюшки, тоже очень хороший информатор. Под стать им и опыт противоборств, анализ предыдущих промахов и, наоборот, удачных действий. Хороший форчекер ожидает, читает, реагирует, хороший же опытный форчекер, ещё и предвидит.
Опыт приходит со временем, поэтому не бойтесь совершить ошибку «накрывая» не того соперника, к которому пойдёт передача. Гораздо страшнее, вообще не сделать своего хода.
Учитесь мыслить на несколько шагов вперёд. Пусть пример Уэйна Гретцки, не тускнея стоит перед вашими глазами. Учитесь анализировать. Навыки мышления не менее важны чем физические навыки, а их сочетание, дополняет целостность, именуемую мастерством.
Очень интересно. Будет ли ссылка на файл здесь на кидсе?
Конечно. "Кидс" самый раскачанный хоккейный форум, мимо него не проходит ничего, что хоть как-то связано с детско-юношеским хоккеем.Серебряный_Лев писал(а): сообщение11 ноя 2021, 16:12Очень интересно. Будет ли ссылка на файл здесь на кидсе?
Да, обязательное лицензирование возвращается, предположительно с сезона 2023 года. Но это не означает, что исчезнут все коммерческие и частные школы. Кто не сможет лицензироваться, тот перейдёт в разряд "кружков", "секций" или подберёт себе иное обозначение. Организации-же, претендующие на право давать дополнительное спортивное образование, должны будут получить лицензию. К слову, мы такую лицензию получать будем.Серебряный_Лев писал(а): сообщение11 ноя 2021, 16:12Слышал возвращается лицензирование спортивных школ, что будет с коммерческими и частными структурами в этом случае?