Друзья, хочется ещё раз аргументированно ответить на один из вопросов, который из года в год возникает на разных ветках нашего форума. Я заранее прошу извинения, поскольку в ответе на этот вопрос снова примет участие книга, над которой мы сегодня работаем.
Вопрос-же можно сформулировать так: "Почему успешные в детстве ребята, вырастают в весьма посредственных игроков, доступ которым в профессиональный хоккей, так и не смог открыться на протяжении всей их карьеры?"
Мы уже упоминали о том, что в книге Анатолия Владимировича Тарасова есть один очень интересный раздел, - это раздел о трёх скоростных составляющих хоккейного мастерства. Тогда, мы с вами, вслед за создателем Российского хоккея выделили скорость бега, скорость работы рук и скорость оперативного мышления (скорость мысли игрока). После всестороннего изучения этого вопроса, мне захотелось разобраться во взаимодействии этих скоростей, поскольку оно, безусловно, имеет решающее значение для развития игроков. Я понял, что подавляющая масса хоккеистов наиболее комфортно чувствует себя в игре на абсолютно разных скоростях. Почему это происходит, давайте разберёмся!
Я определил для своего примера игрока, в скоростных качествах которого сумел убедиться сам. Если мы возьмём за эталон десятибальную шкалу, то его скоростные качества я бы оценил на твёрдую семёрку. Он является одним из самых быстрых в своей команде, поэтому данная оценка, вполне справедлива. Я могу сказать, что у него, также, и отличные руки, причём их потенциальная способность, даже выше, чем возможность его ног, поэтому в нашей шкале, я отвожу для его рук восемь баллов. Он умеет обыграть один в один, хорош в дриблинге и ведении, уверенно контролирует шайбу. Так что восьмёрки игрок вполне заслуживает.
А что со скоростью обработки информации и принятия решений? Как у него с хоккейным чутьём и чтением игровых схем? Увы – это самый слабый его навык. Поэтому увы, но я идентифицирую его с игроком, который мог бы всё делать быстро, но в силу определённых обстоятельств, никуда не торопится. Так что за скорость его мысли, мы поставим ему лишь «пять».
В какой-то момент своей карьеры он поднимается достаточно высоко в хоккейной пирамиде. И это тот момент, когда его самый слабый навык ещё не развит у абсолютного большинства его сверстников. Воспитание «игрового разума», процесс не быстрый и трудоёмкий. Но когда это время наступает, неспособность обсуждаемого нами игрока распознавать закономерности игры, или непонимание им её тайминга, не позволяет ему иметь тактический доступ к собственным сильным качествам и их использованию в игре на более высоком уровне.
Как вы понимаете, это только пример. И мы можем менять местами навыки, выбирая иные перспективы развития событий. Но ответ на многие наши "почему", данный пример, тем не менее даёт. Ну а сама книга, после её выхода из печати, даст убедительные ответы ещё на многие сотни вопросов, как для тренеров и игроков, так и для их родителей.