АНОНС! АНОНС! АНОНС!
РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. СКОТТ ТОППЕР – «В ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ ПРИШЛО ПОКОЛЕНИЕ ОПУТАННОЕ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ»
За последние несколько лет я посетил как минимум пять тренерских семинаров, на которых подтверждал свой профессиональный сертификат, и скажу честно, я совсем не в восторге от этого процесса. Семинары были длительными и скучными, докладчики монотонно-говорливыми, а информация, которую они несли, оторвана от действительности, по причине отсутствия у докладчиков практического опыта работы с детьми 21 века. Но, как говорится, нет худа без добра, и в кулуарах, во время кофе-брейков, я познакомился с огромным количеством современных практиков детско-юношеского хоккея, которых, как и меня заботили совсем иные проблемы, чем те, о которых нам вещали с трибуны. Именно наши прения в кулуарах и стали теми «горячими пирожками к завтраку», за которыми каждое утро не лень идти к булочнику.
«СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ» - этот вопрос стал самой острой темой наших рассуждений. Десятки тренеров – десятки мнений. Тезисы самые разные…. «Они сами по себе»… «Они слишком рассудительны»… «Они слишком индивидуальны»… «Они изнежены»… «Они слишком много говорят о своих правах»… «Им не хватает мотивации»… - сколько человек - столько и мнений, но все сходятся в одном – «мы просто не можем тренировать их так, как раньше тренировали нас».
Вот ей богу… кажется, что ещё только вчера мой тренер подходил ко мне и говорил, - «Скотти, поработай над броском», и я твёрдо знал, что это не мимолётное замечание, это приказ, невыполнение которого будет стоить мне места в составе, и мне не требовалась никакая дополнительная мотивация. Ни от кого, тем более от моего наставника.
Сегодня тренер обязан быть не только тренером, учителем и наставником. Он стал психологом, мотиватором, создателем ролевых моделей, и даже в какой-то мере родителем, для детей из неполных семей. Это очень нелегко и конечно-же требует огромного количества усилий. Но не только эти проблемы составляют тяжкую ношу детского тренера. Есть особая каста родителей, которая отталкивает от профессии примерно половину молодых людей решивших попробовать себя на этой стезе после завершения карьеры. За глаза мы их называем «яжемать», но именно «яжематери» на сегодняшний день являются главной преградой между ребёнком и хоккеем. Почему? Потому, что по их глубокому убеждению, только они и никто кроме них не знает, как надо тренировать их чадо, где, с кем и сколько он должен играть.
«КРЕДИТ ДОВЕРИЯ» - это не просто слова. Сегодняшние дети попадают к нам в руки, опутанные огромным количеством информации которую несут социальные сети, и это очень тревожный пейзаж. Сети формируют мировоззрение. И если ребёнок не выбрал своим сетевым пристрастием мир профессионального спорта, он зачастую не готов к тем требованиям и нагрузкам, которые он к нему предъявляет, и волей-неволей ребёнку приходится мириться с ворчливыми тренерами, убеждёнными что к нему в руки попало потерянное поколение.
К счастью, большинство ребят приходит в хоккей сознательно. Они смотрят матчи профессиональных и студенческих лиг, и отлично представляют себе все требования, которые предъявит к ним игра. Они способны, если и не контролировать все препятствия вставшие перед ними, но, совершенно точно, преодолевать их, пытаясь по мере своих возможностей управлять ситуацией. Это и создаёт им тот кредит доверия, на который опираются их наставники.
«УВАЖЕНИЕ» - на нём основан отбор ребят в команду. Как тренер я уважаю характер, трудолюбие, ответственность и целеустремлённость тех ребят кого я отобрал для будущей многолетней работы. Я уважаю их и доверяю им. На мне лежит большая ответственность, но я твёрдо знаю, что в моём коллективе только те игроки, которым не нужно указывать пальцем, в каком направлении им следует двигаться. Я твёрдо убеждён, что в моей команде только те, про кого я уверенно скажу «МЫ», и «МЫ» - это те, кто обязательно станут лучшими.
«УБЕЖДЕНИЕ» - главная способность, которая будет вами постоянно востребована при формировании команды. Тренер не имеет права быть камнем на душе у ребёнка. Он не должен вызывать у него негативных чувств, тем более страха. Тренер обязан быть «уважаемым», иначе все его усилия обречены на провал.
Как часто нам приходится слышать от коллег фразу: - «Бог мой! Что за команда, ни одного игровика!» Вот честно… У меня даже в голове не укладывается, что такое может сказать наставник. Позволь, - хочется сказать ему в ответ, - а не ты ли сам формировал эту команду? Не ты ли отбирал этих детей из десятков претендентов на место в составе? К кому сегодня ты предъявляешь претензии?
Дети с полным пониманием и даже с большой долей ожидания относятся к требованиям дисциплины, ответственности и формированию командного духа, который вы прививаете им в своём коллективе. Кому-то этого не хватает дома, кто-то по наитию понимает, что данные качества ведут к большому мастерству, а кто-то наоборот, не представляет себе существования вне системных требований. Но предъявляя требования, не забывайте, что в первую очередь вы должны заботиться об их развитии. Дисциплина, это не кандалы и не шоры, она не должна стать ограничением творчества и исключать право на ошибку. И предъявляя требования при закладывании основ, будьте снисходительны и терпимы к полёту их фантазии, поощряйте энтузиазм если он приложен в правильном направлении, будь то тренировочный процесс или становление командного духа.
«СОБЛАЗН» - это ваше испытание. Если ваш подопечный постоянно переигрывает смены, или не возвращается из атаки в оборону, прокатывается, избегая единоборств – ваш порыв резко высказать ему свои претензии, вполне понятен. Но вспомните, чем стал известен John Wooden. Имея претензии к игроку, он спокойно подходил к нему на скамейке запасных и объяснял их суть. Если игрок не смог в режиме он-лайн воспринять разъяснение, Wooden без всякого крика и эмоций объявлял ему, что дальнейший разбор его игры будет осуществлён после матча, а пока ты просто зритель. И это было применимо к любому игроку его команды, не взирая на лица. Каждый ребёнок его команды понимал, что нарушение установленных тренером стандартов имеет чёткие последствия, и они, эти последствия бьют по самому «больному» месту. По желанию играть и быть полезным своей команде. Такой подход, на мой взгляд, гораздо сильнее, чем попытка криком уязвить самолюбие ребёнка.
Продолжение следует…
#ICEREDSTAR