Фундаментом теории подготовки спорстменов, как и любой теории, являются специальные принципы (от лат. principium - основа, начало) - руководящие идеи, установочные положения, опирающиеся на специальные закономерности - устойчивые и повторяющиеся связи: между природными задатками и возможностями достижения высокого уровня развития составляющих спортивного мастерства; между факторами воздействия на организм спортсмена и его ответными реакциями срочного, суммарного, кумулятивного характера; между двигательными качествами, компонентами разных сторон (технической, физической, тактической, психологической) и видов (общей, вспомогательной, специальной) подготовленности.
Исследования в области теории и методики подготовки спортсменов, спортивной морфологии, физиологии, биохимии, психологии, различных общенаучных дисциплин и подходов (теория адаптации, системный подход, теория функциональных систем и др.) наряду с достижениями передовой спортивной практики привели к выявлению множества сложных и закономерных связей между средствами тренировочного воздействия и реакцией на них организма спортсмена. Обобщение этих связей в виде специальных принципов подготовки спортсменов и их реализация в практике являются основой, на которой возможно рациональное построение тренировочного процесса на всех этапах многолетнего совершенствования.
Специальные принципы спортивной подготовки представляют собой теоретические обобщения, определяющие содержание и осуществление процесса подготовки спортсменов в соответствии с его общими целями и закономерностями. Они являются основой для реализации в тренерской деятельности правил, указывающих на то, как необходимо поступать в типичных ситуациях, характерных для подготовки спортсменов. Не менее важно опираться на принципы в нетипичных ситуациях, ограничивая разумными пределами творческую составляющую тренерской деятельности. Правила вытекают из принципов и имеют форму советов - общих методических рекомендаций, необходимых для реализации требований принципа. Они не содержат конкретных ответов на вопрос, как действовать в каждой конкретной ситуации, и требуют творческого подхода со стороны тренера и спортсмена.
Принципы спортивной подготовки не нормируют жестко структуру многолетней или годичной подготовки, состав и соотношение средств совершенствования физической, технико-тактической и психологической подготовленности, динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, построение программ занятий, микроциклов и мезоциклов, содержание моделей соревновательной деятельности и др. Они представляют собой лишь обобщенные положения и установки методологического характера, отражающие и обобщающие совокупность тех или иных закономерностей, объективно влияющих на становление мастерства спортсменов. Знание и понимание принципов делают деятельность тренера и других специалистов, задействованных в подготовке спортсмена, осмысленной и обоснованной, не допускающей решений, входящих в противоречие с объективно существующими закономерностями становления мастерства атлетов, достижения ими максимально доступных индивидуальных результатов.
К сожалению, в современной теории спортивной подготовки отсутствует однозначное основание классификации принципов, что затрудняет их представление в виде непротиворечивой системы. В специальной литературе имеют место смешение общедидактических принципов со специальными принципами спортивной подготовки, попытки возведения частных закономерностей смежных областей знаний в ранг принципов спортивной подготовки, неумение отличить принципы от закономерностей, правил и установок, отсутствие взаимосвязи и взаимодействия между принципами, с одной стороны, содержанием и формами организации процесса подготовки - с другой.
В восточноевропейской школе спортивной науки специфические принципы спортивной подготовки четко отделены от общедидактических, применение которых исключительно важно для рационального построения процесса подготовки. Что касается многих научных работ, изданных в последние годы в западных странах, то в них нередко отмечаются недопустимое смешение в рамках общей группы принципов, поверхностное отношение к разработке специфических принципов, возведение на их уровень отдельных частных закономерностей, в основном биологического характера.
Такое положение сложилось не столько в связи с недостаточностью соответствующего научного и практического материала, сколько явилось следствием поверхностного отношения к формированию теоретического знания.
Расширение научно-методических основ подготовки спортсменов, организационные изменения в сфере спорта высших достижений, опыт передовой спортивной практики требуют постоянного совершенствования специфических принципов спортивной подготовки - уточнения существующих и разработки новых.К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной основе и прошедшим проверку спортивной практикой, следует отнести:
Современные достижения науки и техники, проблемы и перспективы, обозначившиеся на современном этапе развития спорта, требуют введения дополнительных принципов, выходящих за специфические рамки спортивной тренировки. Речь идет о двух принципах, которые способны оптимизировать систему знаний в области теории и методики подготовки спортсменов и повысить ее эффективность:
- устремленность к высшим достижениям;
- углубленную специализацию;
- единство общей (фундаментальной, базовой) и специальной подготовки;
- непрерывность тренировочного процесса;
- единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
- волнообразность и вариативность нагрузок;
- цикличность процесса подготовки;
- единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и подготовленности.
- единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами;
- взаимосвязь процесса подготовки с профилактикой травматизма.
Отправлено спустя 7 минут 59 секунд:
Желающие ознакомиться с полной версией статьи профессора Платонова, могут сделать это на нашем сайте - "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ"