...С развитием новых тенденций в игре, мы столкнулись с тем, что времени на подготовку игроков нам стало катастрофически не хватать. Хоккей стал умнее, быстрее и многограннее, а количество часов подготовки в неделю не увеличилось. Что делать? Мы думали, что нам поможет введение в школьные команды специалистов по навыкам. Эффект от такого шага есть, но он явно недостаточен, как же нам быть?..
…Мы ищем выход, а оказывается он находится у нас под боком. Посмотрите это видео, оно всё отлично характеризует. Это моё любимое видео как пример того, о чём я хочу вам сказать сегодня…
...Не так давно мы стали говорить о ситуационной практике. Сначала шёпотом, потом в пол голоса и вот теперь всё громче и громче говорим о том, что имитация в хоккее давным-давно себя изжила. Мы заявляем, что нет никакого смысла учиться «чертить лёд» вокруг конусов, шин и различных имитаторов игроков. Их нет во время игры, поэтому они ничему не смогут вас научить, и представленный мной видео отрывок об этом красноречиво свидетельствует…
…Я верю в то, что наши тренеры по навыкам, работающие с ребятами индивидуально оказывают им квалифицированные услуги. Я верю, также, что в командах с ребятами тоже работают грамотные специалисты, способные дать им квалифицированные знания. Но давайте смотреть правде в глаза. Можете вы дать гарантию, что в реалиях сегодняшнего хоккея, вы успеете всё это сделать в полном объёме и с достаточной компетентностью? Скорее всего нет…
…При этом я согласен, что каждый игрок, особенно профессиональный игрок, обязан филигранно владеть коньками, поэтому я не оспариваю пользы и значимости работы тренера по навыкам. То же относится и к работе по владению клюшкой, и к становлению вратарского искусства, всё это критически важно. Но реальность такова, что дело не только и не столько в физическом движении, сколько в его целесообразности. Целесообразно ли накручивать виражи вокруг конусов и обыгрывать автомобильные покрышки? По-моему очевидно – нет, не целесообразно! Очевидно, так же и то, что пришла пора считать такой подход ошибкой, и более того, системной ошибкой! Вот в чём дело…
…Повторюсь. Очень важно, чтобы игроки могли выполнять любой технический элемент грамотно, экономно и технически обоснованно. Но более важно, чтобы этот элемент был эффективен и результативен, а вот это уже определяет та среда, в которой этот элемент проходит свою подготовку…
…Самый простой пример. Подбор защитником шайбы у борта, с выходом по синей линии для броска по воротам. Я посмотрел с десяток повторений, сделанных одним игроком, и все они как близнецы-братья, вышедшие из-под одного штамповочного станка. Неужели мы не понимаем, что во время игры даже теоретически не представить себе ситуации, в которой бы два подбора, два… не то, что десять… хоть в чём-то походили бы друг на друга? Скорость полёта шайбы, её траектория, угол атаки защитника соперником, каждый раз всё будет исключительно разниться, поэтому всё, что он делал на тренировке отрабатывая подборы, было по-настоящему простой потерей тренировочного времени!..
…Вот мы и пришли к тому, что встали на пороге новой эры подготовки хоккеиста, у которой пока ещё нет официального названия, но есть настоятельная потребность в появлении новой концептуальной теории обучения хоккею, появлению методик, и планов, которые позволят привести подготовку хоккеиста к соответствию с потребностями современного хоккея…