Осторожно, много текста
1. Даже если ребенок круче на голову своих сверстников в своей команде, это не гарантия того, что он будет выделяться на уровне детей из команды уровнем выше. Чтоб соответствовать уровню навыков детей более мастеровитой команды необходимо как минимум тренироваться с детьми этой команды продолжительное время, а еще лучше с детьми более старшей возрастной группы, чтоб тренеру было проще сделать выбор в пользу вашего ребенка. Это логичный вывод, но суть здесь заключается в том, что у вас может быть расчудесный ребенок, например, с волшебными "мягкими" руками мастерски ими владеющий, но в просмотровой команде этого будет недостаточно, так как он, например, не будет так же быстр на ногах как и вся команда. Или наоборот, вы прокачали сына как первоклассного атлета, но идете на просмотр в команду, где главное это понимание игры и умение двигать шайбу и беготня вашего атлета будет сильно диссонировать со всей командой.
2. Подавляющее большинство тренеров во всех группах - лентяй. Почти никто не учит детей бесплатно и с полной самоотдачей, так как это было заведено в мое время. В некоторых командах дошло до того, что тренера в рамках командного тренировочного процесса не готовы указывать на элементарные ошибки детей, например, в технике катания, позиционной игре и прочие. Но с удовольствие готовы организовать для вас лично, ограниченного круга игроков, да и команды в целом за дополнительное вознаграждение - дополнительные тренировки, не факт, что нужные и вообще не факт, что полезные. Что может дать вам за деньги тренер, который не смог дать вашему ребенку этого на уже состоявшихся сотнях командных тренировок в рамках школы? Фактически, все свелось к тому, что большинство тренеров хотят получить уже кем-нибудь на стороне обученных детей и ехать на их навыках пока они не скатятся до уровня уже имеющихся, а затем просто набрать новых, более подготовленных, и так по кругу. А еще лучше чтоб они были из регионов, это прямо двойное комбо.
3. Молодые тренеры - это сплошной посттравматический синдром от того, что они ничего не смогли, нигде не заиграли и никому не пригодились. Они ходячая антиреклама норм поведения и здорового образа жизни. Ущемленные спортом / своими собственными родителями / бывшими тренерами / жизнью, а возможно и всем сразу они отрываются на детях. Некоторые позволяют себе грубую ненормативную лексику кулуарно в адрес родителей своей команды, самостоятельно разжигая и поддерживая внутрикомандные конфликты и подковерную возню, но это еще пол беды. Основная беда в том, что они позволяют такое поведение в отношении детей, как на площадке, так и за ее пределами. Крик, оскорбление, буллинг отдельных детей, коллективные наказания, рукоприкладство (якобы в воспитательных целях - якобы полезное и безболезненное, но от этого не менее унизительное и обидное) и другие несовместимые с тренерской работой вещи. А уж про попивать пивко, покуривать вэйпы - многие родители просто закрывают на это глаза со словами - "зато тренер хороший". Травмы наносимые детям такими тренерами останутся с ними на всю жизнь, а такое поведение будет восприниматься как пример нормальности. Иногда от бесед с родителями из других команд волосы встают дыбом и я искренне не понимаю родителей, которые считают, что у них нет выхода, кроме как терпеть такие закидоны.
4. Над тренерами более сильных групп в буквальном смысле постоянно висит дамоклов меч увольнения из-за ухудшения показателей команды. По этой причине игровое время между детьми делится не равномерно, а согласно неким заслугам и текущим навыкам. Поэтому даже если ребенка взяли в топовую команду в условное 3 звено, то, скорее всего, играть ребенок совсем не будет или будет, но не более пары минут за игру. И тут как бы напрашивается вопрос: почему это вообще должно происходить? Известный и очевидный факт, что 99% условных "звезд" возраста 5-13 лет исчезнут с "радаров" и тренерских "языков" не дойдя даже до юниоров. А реально претендующие в перспективе на лидерство ребята начнут появляться и проявляться когда им будет лет по 14-17, а некоторые созревают и того позже, годам к 20, поменяв десятки команд, тренеров, свое отношение к хоккею и систему подготовки. Поэтому совсем не понятно зачем тренеры, клубы и федерация с малолетства ставят эти морально-психологические эксперименты над детьми и их родителями? Цели и задачи родителей, клубов, команд, тренеров и федерации должны совпадать, но по факту - они сильно разнятся.
5. Из 4 пункта вытекает понимание того, что в топовой команде вашему ребенку не будут давать развиваться, пробовать свои силы в разных амплуа и на разных позициях. Любой шаг в сторону от тренерских установок не приводящий к немедленному и очевидному результату (например, гол в чужие ворота, когда команда проигрывала) будет караться. А если такое отступление будет вести к временной неудаче (например, пропущенный пас или шайба в ваши ворота), то это чревато полированием лавки (пропуском смен, периодов, матчей). По этой причине имеет смысл как можно дольше оставаться в команде, где можно пробовать, ошибаться, оступаться, менять позицию и амплуа - искать себя и свой стиль. Не убиваясь и не заглядываясь на чужих детей, не сравнивая своего ребенка с другими. Потому что все дети разные, все дети тренируются с разной интенсивностью, у всех детей абсолютно разные периоды роста навыков и продуктивности.
6. Ни в коем случае не нужно слушать и не принимать в расчет мнение командных тренеров которые делают моралистические наставления. Любое ваше решение о развитии вашего ребенка вне текущей команды не подводит никакой клуб / команду / тренера. Если бы у любого тренера была возможность взять более подготовленных детей из другой команды на позицию вашего ребенка, то 100% тренеров именно так бы и поступили. И в этом их решении моральная сторона вопроса была бы даже не на последнем месте - она бы просто не учитывалась (а если ваш ребенок занимает место исключительно за деньги / связи, всегда найдется родитель, готовый платить больше / имеющий связи выше). Большинство тренеров при возможности уйти в другую команду / систему подготовки / клуб на большие деньги / большую должность / большие перспективы - незамедлительно именно так и поступит. Последнее о чем они подумают, что оставляют своих детей. Этим миром управляют только деньги и связи, глупо думать, что тренера живут на другой планете. Прислушиваться следует только к аргументам выраженным в цифрах, фактах, статистических расчетах исключая любые эмоциональные составляющие. Тоже самое касается тренеров-подкатчиков. Задача большинства из них - заработать на деньги и сделать этот процесс регулярным. Строить карьеру ребенку на их советах - весьма неразумная затея. Они не видят других детей в команде, не знают тренировочного процесса и тренера, но всегда готовы залить в уши мед о том что ваш, безусловно самый талантливый и весьма перспективный ребенок, недооценен командным тренером.
Теперь пару слов о командах, только тех за которыми активно следил и мы хотели туда попасть, но посмотрели, обсудили, и даже просмотрелись, но в итоге решили повременить. Слов оценочных, основанных на чужих рассказах и поэтому, возможно, неверных и не претендующих на истину. Без указания команд, фамилий, времен, явок и адресов.
Деграданты-какистократы - некогда самая сильная команда группы. Говорят, что командой управляет не тренер, вернее не столько он, но еще и родительский комитет. Вместе они формируют звенья и приглашают игроков из других команд на просмотр. Поговаривают, что из команды выживают неудобных родителей или детей, а взамен через родительский комитет приглашают условно своих удобных и по-знакомству. Именно так выглядит отрицательная селекция, когда одни "эксперты" приглашают других. Несмотря на все вышенаписанное в команде имеется приличный крепкий костяк из нескольких нападающих, нескольких защитников и сильной вратарской линии. Есть индивидуально очень сильные ребята умеющие читать и понимать игру. Нужно отдать должное тренеру - шайба у команды хорошо двигается по полю, а игроки способны читать игру, а это уже 70% успеха. Однако, отрицательная селекция уверенно катит команду вниз. Фактически, любая команда группы способна составить конкуренцию, а то и обыграть один из составов команды. Все потому что между двумя составами команды пропасть размеров в целую группу рангом ниже. Из бонусов - полное обеспечение всей необходимой формой и инвентарем, полная оплата сборов и выездных турниров. Умудренный большим опытом тренер команды, скорее можно занести в минус, потому что выглядит он как парадный генерал, т.к. его вроде как рассада на даче занимает больше мыслей, чем команда.
Суетисты-оптимисты - возможно, в данный момент, самая сбалансированная команда группы. В команде усредненно хороши все линии, настолько, что нельзя выделить какую-то конкретную, которая была бы провальной или наоборот тащила команду к победе, разве что вратарская линия представляется лучшей. Основная заслуга тренера, как мне видится, в том, что из средних по возможностям ребят он смог сколотить крепкую играющую команду. Но, сильна она не столько мастерством и навыками, хотя есть индивидуально очень сильные ребята, сколько слаженностью, пониманием места и времени и тотальным навязыванием борьбы на каждом дюйме площадки и не важно в своей зоне шайба или в чужой. Тренер здорово оседлал и отлично едет на известной истине: “Система бьет класс”. В этом, в том числе, как мне видится, кроется и главный недостаток команды: шаблонность игры, которую может разглядеть тренер команды соперника. Из минусов - молодой, своеобразный и весьма импульсивный тренер позволяющий себе иногда переходить грань допустимого воспитания детей. Полная коммерциализация дополнительного тренировочного процесса. Ребенок не сможет прогрессировать на уровне других ребят в команде, если не будет активно посещать платные и необязательные дополнительные тренировки. Но обязаловки нет - посещение по желанию и возможностям родителей, хотя допы посещает почти вся команда. Дополнительные тренировки ведет тот же тренерский состав, который не нашел времени обучить детей новым навыкам в рамках тренировочного процесса команды. Из бонусов - частичное обеспечение формой и инвентарем, полная оплата сборов и выездных турниров.
Шорт-трекисты-аутисты - команда атлетов с очень специфичным тренером. Выглядит так, как будь то команду набирали в конькобежной школе в Крылатском. Нападающие бегают исключительно по прямой с абсолютным отсутствием понимания игры, места и времени нахождения на поле; роли и значения паса и принципиальным неумение двигать шайбу. Защитники - не умеют взаимодействовать как с друг с другом, так и нападающими. Есть и плюсы. Усредненно (на 2 состава) команда, возможно, обладает лучшей линией защиты. В большей степени благодаря тому, что нападающие играют как защитники: при обороне в чужой зоне вся команда одномоментно начинает откат спиной вперед к своим воротам вместо активного форчекинга. В команде есть пара ярких игроков нападения, выбивающихся из общей канвы. По рассказам, тренировки по шорт-треку (без шуток) лежат в основе подготовки по катанию, поэтому команда отлично катит. В целом ощущение от команды - аутисты, которым не смогли объяснить основную механику игры: а) игрок без шайбы может двигаться быстрее чем с шайбой, б) шайба без игрока может двигаться быстрее чем любой игрок любой команды. Из бонусов - некоторая свобода предоставленная тренером: можно обсуждать позицию и амплуа ребенка, обсуждать звено и игровое время. Из дополнительных минусов - все за свой счет, даже форма с командой символикой, не говоря об инвентаре, сборах и турнирах. Обязательные платные подкатки. Из огромных минусов - молодой специфичный тренер-матершинник отрывающийся на детях.
Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса - команда поиск. Ищут себя, систему, команду, свой стиль игры и улыбку тренера - на этом можно было бы и закончить. В команде который год идет постоянная очень серьезная ротация детей. Это наверное самая перестраиваемая команда, по количеству игроков покинувших и пришедших в команду за последний год, из четырех обозначенных. Говорят, что в команде нет открытости, диалога и понимания того кто, почему и за какие заслуги попадает в состав, а кто и почему нет. Команда собрала у себя в составе всех не пригодившихся игроков (в основном крепких середнячков) обозначенных выше команд и пытается выстроить некоторую "систему", которая могла бы "бить класс". Получается пока слабо, но, возможно, это только начало процесса, поэтому смотреть на результат еще слишком рано. В команде слабая защитная линия, но очень хорошо поставлен коллективный отбор, однако одновременно это ахиллесова пята команды, когда вся команда бросается на одного игрока с шайбой. Команде не хватает ярких и выделяющихся нападающих - лидеров готовых вывозить ее на себе. Тренер пытается наладить командный хоккей, но получается пока из рук вон плохо. Из плюсов - спокойный и уравновешенный тренер, который не переходит допустимую грань воспитания детей. Тренер не приветствует дополнительные тренировки вне рамок школы, считает их напрасным читерством и тратой времени. Из бонусов - частичное обеспечение формой и инвентарем, полная оплата сборов (правда, как рассказывают, не всегда в хороших местах), частичная оплата турниров.