Сообщение
PMBOK » 31 май 2011, 12:49
"И азы спортивной технологии в принципе просты: находишь грамотного тренера,
способного обучить спортивному мастерству и стараешься, как губка, впитывать, выучивать
до автоматизма все, чему он тебя учит. На практике как раз это оказывается самым сложным:
и тренеров таких – днем с огнем, и работа даже над простейшими техническими элементами
– тяжела и муторна. Бездумная беготня и пахота до потери пульса – куда проще и, как это ни
странно, в умах и тренеров, и самих спортсменов после такой «тупой» работы остается
чувство морального удовлетворения собой и «хорошей» тренировкой. Но: любишь тупо
пахать – иди на завод, к станку: все какая-то польза будет! А спорт вообще и хоккей в
частности требует, прежде всего, обучения мастерству."
Ситуация, сложившаяся в спортивной педагогике, вообще уникальна: искусственно
созданные теории безапелляционно принимаются практиками и тиражируются вне
зависимости от приносимых ими результатов (С. Е. Павлов, 1999). О несостоятельности
господствующей теории и методики спорта одним из первых в нашей стране заговорил
профессор Ю. В. Верхошанский, предъявив своим оппонентам и апологетам данного
направления спортивной науки обвинение в отрыве постулируемых ими концепций от
существующих на тот момент физиологических представлений о процессе адаптации
организма к тренировочным нагрузкам (Ю. В. Верхошанский, 1997, 1998). Им же взамен
«периодизационной» теории тренировки Л. П. Матвеева был предложен совершенно иной
принцип построения тренировочного процесса. Однако попытка Ю. В. Верхошанского
поставить спортивную педагогику на физиологические «рельсы» оказалась неудачной в
связи с тем, что в качестве физиологической базы своей концепции он использовал не
отвечающую реалиям теорию адаптации Г. Селье – Ф. З. Меерсона – A. Viru (Г. Селье, 1936,
1952 и др.; Ф. З. Меерсон, 1981 и др.; A. Viru, 1995 и др.). Причем большая или меньшая
неудовлетворенность господствующими ныне представлениями о процессе адаптации
подтверждается ростом в последнее десятилетие числа публикаций по данной проблеме. Об
этом свидетельствует и спортивный физиолог А. Солодков (1999), отмечая, что «…целый
ряд работ к проблеме адаптации имеет скорее семантическое отношение, так как при этом не
учитываются общие физиологические закономерности данного сложного процесса, а
констатируются лишь изменения тех или иных функций организма в определенных условиях
деятельности». Сегодня работающая теория спортивной тренировки может быть создана
только в том случае, если она будет базироваться на «системной» теории адаптации (С. Е.
Павлов, 1999, 2000 и др.). И именно с этих реальных физиологических позиций я и хотел бы
рассмотреть некоторые аспекты подготовки хоккеистов.
Но прежде я считаю необходимым представить основные положения описанной мною
(С. Е. Павлов, 2000) теории адаптации, каждое из которых абсолютно значимо для
спортивной педагогики:
1. Адаптация – процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью
организма.
2. В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит
формирование абсолютно специфической функциональной системы (точнее -
функциональной системы конкретного поведенческого акта), адаптационные изменения в
компонентах которой служат одним из обязательных «инструментов» ее формирования.
3. Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и
промежуточные результаты ее «деятельности», что обуславливает необходимость
мультипараметрической оценки не только конечного результата работы системы, но и
характеристик «рабочего цикла» любой функциональной системы и определяет ее
абсолютную специфичность.
4. Системные реакции организма на комплекс одновременных или (и) последовательных
средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации,
являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы, также определяет ее
специфику.
5. Можно говорить об одновременно действующих доминирующем и обстановочных
афферентных влияниях, но следует понимать, что организм реагирует всегда на весь
комплекс средовых воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу
функциональной системы. То есть: доминирует всегда целостная деятельность организма,
осуществляемая им в конкретных условиях. Таким образом, любая деятельность организма
осуществляется специфической функциональной системой, охватывающей весь спектр
афферентных влияний и эта система доминирует только в момент осуществления своего
«рабочего цикла».
9
6. Целостные функциональные системы абсолютно специфичны и в рамках этой
специфичности относительно лабильны лишь на этапе своего формирования (процесса
адаптации). Сформировавшаяся функциональная система (состояние адаптированности)
теряет свойство лабильности и стабильна при условии неизменности ее афферентной
составляющей.
7. Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе
«предсуществующих» физиологических компонентов («субсистем»), которые могут быть
вовлечены или не вовлечены в нее в зависимости от ее «потребностей». Компонент
функциональной системы - это всегда структурно обеспеченная функция какой-то
«субсистемы», представление о которой не идентично традиционным представлениям об
анатомо-физиологических системах организма.
8. Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ
во времени и пространстве. Однако, чем сложнее система, тем сложнее же устанавливаются
в ней связи между ее отдельными элементами в процессе ее формирования и тем эти связи
потом слабее, в том числе, в сформировавшейся системе.
9. Обязательным условием формирования любой функциональной системы является
постоянство или периодичность действия (на протяжении всего периода формирования
системы) на организм стандартного, неизменного комплекса факторов, «обеспечивающего»
стандартную афферентную составляющую системы.
10. Процесс адаптации, протекающий по общим законам, всегда индивидуален, поскольку
находится в прямой зависимости от генотипа того или иного индивидуума и ранее
реализованного в его рамках фенотипа.
Еще в 1976 году авторитетнейший спортивный физиолог Н. Яковлев писал, что
тренировка - процесс адаптационный. А потому, любой тренер, осознавая тот факт, что точка
приложений его усилий – организм спортсмена (целостная физиологическая единица), в
своей работе должен опираться на основные законы физиологии. При этом ему необходимы
знания не только об особенностях течения частных процессов, происходящих в тех или иных
«анатомо-физиологических системах» организма, но, прежде всего, знание и понимание
принципов, в соответствии с которыми человеческий организм, как «открытая,
самоструктурирующаяся система» (С. Е. Павлов, 2000) изменяется под воздействием
комплексно действующих «внутренних» и «внешних» факторов.
Профессор В. П. Савин (1985), изучавший «взаимозависимость показателей
физического развития с показателями отдельных разновидностей техники передвижения на
коньках» квалифицированных хоккеистов, приводит данные, свидетельствующие о
фактическом отсутствии связи (коэффициент корреляции: r=0,046) показателя бега на
коньках по прямой линии с показателем бега без коньков. Таким образом тренеры,
пытающиеся повысить «общую выносливость хоккеиста» с использованием в тренировке
медленного продолжительного бега (так называемых «кроссов») не только не получают
желаемого эффекта, но и обкрадывают спортсмена, перераспределяя ресурсы его организма
(строго определенные генетически) из «функциональной системы быстрого бега на коньках»
в «функциональную систему длительного медленного бега без коньков». Конечно, за счет
кроссовой подготовки можно достичь «положительных» изменений в сердечной мышце, но
при длительном беге без коньков задействуются совершенно иные, нежели в беге на коньках,
двигательные единицы и именно в них происходят изменения, которые вместе с
повышением производительности миокарда обеспечивают рост способности спортсмена
исключительно к длительному бегу без коньков. Спрашивается: а почему бы не тренировать
выносливость хоккеистов (если уж в таковой есть необходимость) на льду? И столь же
бессмысленны попытки научить хоккеиста быстро бегать на коньках с помощью арсенала
средств, заимствованных из легкой атлетики. В результате легкоатлетических спринтерских
тренировок спортсмен конечно же станет бегать быстрее… Без коньков.
Тренерам следует осознать разницу между спортсменом и
физкультурником и ключ к этому «осознанию» лежит как раз в системной физиологии.
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.
2. Никому не верю кроме Чака Норриса.