Mikky
Любая библиография печатается в конце законченной автором работы. После всех моих статей, если вы заметили, стоит фраза - "продолжение следует..." Вам как самому неугомонному, я выдал, по Вашей просьбе, библиографию данной работы. Вы же, по серости своей, требуете превратить её в список фамилий и чинов, после каждой цитаты, реагируя на свою же необразованность в этом вопросе, единственно доступным Вам способом - банальным хамством.
В недавно опубликованной работе доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного работника физической культуры, Почетного работника Высшей школы России - Шашкина Г.А. В библиографии его работы значится четыреста семьдесят литературных источников! По вашей градации, видимо, это "вор в законе". С удовольствием буду у него учиться профессионализму!
Боже, какими же скудными бывают люди.
Добавлено: спустя 2 минуты 18 секунд
Родителям и не только… часть 3.
Следующий, четвёртый специфический принцип спортивной тренировки. Единство постепенности увеличения нагрузки с тенденцией к максимальным нагрузкам. Данный принцип определяется закономерностями адаптации организма к факторам тренирующих воздействий. Что это значит и к чему может привести нарушение этого принципа?
На мой взгляд, исключительно важный вопрос для родительского восприятия. Как часто мы у себя в школе сталкиваемся с желанием родителей водить своих малышей, занимающихся хоккеем первый или второй сезон, ежедневно. Желающих делать тренировки сдвоенными, стремящихся к некоему экстерну в прогрессе своего ребёнка. Поверьте, это очень опасное заблуждение, которое ни в коем случае не принесёт ни на йоту пользы для Ваших детей. Откройте методическую выкладку любой хоккейной державы мира и вы увидите там примерно одинаковые цифры. От 100 до 200 часов занятий в год, вот оптимальное число учебных часов, которые при правильном методическом обеспечении пойдут на пользу Вашему ребёнку! Добрую половину этого времени необходимо посвятить специальной (ледовой) подготовке, что останется, работе над ловкостью, координацией, мелкой моторикой, постановкой правильных движений, работе с клюшкой вне льда. Рост нагрузок не заставит себя долго ждать. Очень быстро пролетит «хоккейное детство», и вот уже 100 безобидных часов в год превратятся в 1500, а количество тренировок в день будет равно двум, трём и даже иногда четырём.
То же касается и соревновательной практики. На недавнем совещании в ФХР, серьезно стоял вопрос о её сокращении. Ведь нормальной соревновательной практикой является соотношение 30 на 70. Где 30% отдаётся соревнованиям, а 70 – тренировке. В некоторых регионах России мы наблюдаем зеркальное отображение этой пропорции. И что самое страшное, на начальном и учебно-тренировочном этапах подготовки.
Три следующих специфических принципа тренировки, напрямую не лежат в плоскости родительской компетенции, поэтому пробежимся по ним поверхностно. Это волнообразность и вариативность нагрузок, говорящие о методической особенности в интенсивности различных тренировочных режимов. Цикличность тренировочного процесса, имеющая градацию на микроциклы, мезоциклы и макроциклы и напрямую зависящая от закономерностей восстановительных процессов организма. А так же единство и взаимосвязь структуры соревновательной и тренировочной деятельности, объединяющая целый комплекс интегральных качеств и структур подготовленности.
Однако вернёмся к тренировке, как к таковой.
Наверное каждого родителя и каждого ребёнка на учебно-тренировочном и последующих этапах подготовки, постоянно мучает один и тот же вопрос. Почему «Вася», «Петя» и «Коля» отобраны тренером в «первую» пятерку. А мой, который ничуть не хуже и даже забивает больше чем «Петя», прозябает между «третьей и четвёртой»? И вот уже пополз коварный слушок про «пухлые конверты» подношений, со стороны «Петиного» папы, а дома, на кухне, перемываются тренерские косточки на предмет предвзятости.
Но что же движет тренером в учебно-тренировочном процессе? На основании какой информации он делает тот или иной выбор? Давайте попробуем в этом разобраться.
За все время учебно-тренировочного процесса, тренер не покладая рук занимается его управлением. Применительно к каждому игроку это означает, что тренер с первого дня «знакомства» собирает информацию о состоянии спортсмена. Это его главная и первейшая обязанность! Из чего она складывается ? Собственно говоря, у этой информации четыре критерия. Первый –
показатель физической, технико-тактической и психической подготовленности. Эти критерии понятное дело не для ГНП, но тем не менее. Детки наши, как известно, растут и к учебно-тренировочной фазе, а так же по её ходу, тренер ведёт их постоянную оценку. Не смотря на то, что в первом критерии фактор психической подготовленности стоит третьим, я бы уделил ему главенствующее место. Мне думается, что неуравновешенный, эмоционально не подготовленный, немотивированный и неработоспособный игрок, не имеет значительных шансов на то, чтобы вырасти в высококвалифицированного спортсмена. Даже при наличии хороших показателей в двух других факторах. Попробую обосновать свое мнение. Физическую и технико-тактическую подготовку, при наличии природных физических данных и игрового мышления «подтянуть» не сложно, а вот формирование характера – процесс гораздо более сложный и напрямую не зависящий от тренера команды. Поэтому формирование спортивного характера у ребёнка, это прямая и архи важная задача для его родителей.
Следующий критерий
– Реакция функциональных систем организма на тренировочные и соревновательные нагрузки (адаптация, реактивность и резистентность). Если кому-то непонятна терминология, речь здесь идёт о способности адекватной реакции организма на изменившиеся условия существования, а так же о степени устойчивости организма к подобного рода изменениям. Тренировочный и соревновательный процессы, рачительным образом отличаются от повседневной жизни детей. Нагрузками, эмоциями, повышенной требовательностью. Как ребенок справляется с этой сверх задачей, насколько он устойчив к этим изменениям, сможет ли выдержать игровое напряжение без сбоя, проявив уверенность в своих силах, в самый необходимый момент – всё это подлежит детальной и скрупулёзной оценке со стороны тренера. На основе которой он делает свои выводы, определяя для ребёнка его место в команде.
Далее
– морфологические показатели (физическое развитие). Тут на первый взгляд всё просто. Порой, на том этапе соревновательной практики, который обозначен как, первенство по «младшим юношам», физически сильные, габаритные ребята, запросто могут играть «первую скрипку», даже если в их арсенале, нет ничего, кроме «продавить» и «оттеснить». Тренеры любят таких ребят, делают на них ставку, в данный период времени, но не забывают отмечать прямолинейность такого игрока, стараясь вложить иные качества в его развитие. Увы, не всегда ребята прислушиваются к тренерским советам. У них всё получается. Они забивают голы и являются лидерами команды. Чего ещё желать? На них равняются сверстники, их ставят в пример мамы и папы товарищей по команде. Но время идёт, сверстники подрастают, догоняя лидера по росто-весовым показателям, и вот уже совсем не далёк тот час, когда подобная «однобокость» играет с хоккеистом злую шутку. Чтобы этого не произошло, нужно грамотно подвести ребёнка к гармоничному развитию всех его лучших качеств, чтобы та уверенность в себе, которую он получил ещё в раннем детстве, была подкреплена весомыми аргументами технико-тактических знаний.
Ну и наконец
параметры соревновательной деятельности. Ещё одна показательная характеристика для тренерской оценки. Отношение ребёнка к игре может быть абсолютно разным. В тренерском сленге обитает одна расхожая фраза – «чемпион мира по тренировкам». Зачастую такого термина удостаиваются дети, великолепно работающие в режиме подготовки и абсолютно не воспринимающие период соревновательный. Ну ни чего не получается у них в игре. Что происходит? На мой взгляд здесь присутствует совокупность многих и в основном психологических факторов. Настрой на игру, уверенность в своих силах, норма ответственности. Как ни странно, очень часто, особенно в учебно-тренировочном периоде подготовки, подобного рода нюансы имеют место быть. Чем это обусловлено? Как мне кажется, опять же психической подготовленностью или попросту характером. Работая в тренировочном режиме, ребенок может проявлять чудеса техники на «свободном льду», меткость и силу броска, высокие скоростные качества. Но стоит ощутить на себе давление со стороны соперника, поработать под ним в углах площадки, попасть на «стык», и вот уже глаза перестают блестеть, движения скованы, и ребенок избегает единоборств и столкновений. Безусловно всё это отмечается тренером и соответствующие выводы, приводят его к определённому мнению об игроке. И наоборот, если парень, как голодная «дворняга» прилепился к сопернику, постоянно «кусая» выцарапывает шайбу с «мясом», без раздумий ложится под бросок, и не уходит от столкновения с любым, даже наголову большим его соперником, то тренеру останется самая малость. Просто научить его грамотно играть в хоккей.
Продолжение следует…