Chineese
Добрый день! Мы всегда рады новым посетителям нашего виртуального интернет кафе, я подозреваю, что и ДедА52, против не будет, тем более, что вопрос серьезный.
Помните сказку "Огонь, Вода и Медные трубы"?
Именно т.н. "Медные трубы", звуками которых приветствовали знатных вельмож с издревле, обозначали то, что в современном спорте называют "звездной болезнью". Прохождение через испытание славой и последующее спокойное внутреннее ее восприятие, без внешних проявлений, всегда считалось признаком большой зрелости духа и недюженного ума. А неумение преодалеть это испытание приводит порой (взрослых!!!) к возникновению тяжелого психического заболевания, называемого "манией величия" (одна из разновидностей параноидального психоза), которое врачи (да и Вы!) иногда замечают у звезд шоубизнеса.
Не буду вдаваться в дебри науки и скажу по простому:
Природа возникновения т.н. "звездочки" аналогична состоянию перевозбуждения перед игрой, потому, что психологический корень обоих состояний в возникновении сильнейшего центра возбуждения связанного с РЕАКЦИЕЙ ОЖИДАНИЯ.
Для простоты пояснения возникшего у ребенка состояния, вспомните себя в детстве (или представьте), когда приходит Дед Мороз, кругом много гостей, вы выучили стишок и ждете подарка. Выучили не очень хорошо, просто несколько раз прочитали (но учили!) отрывок из Лермонтова, подумав, что отделаетесь быстрой скороговоркой у входной двери, схватите подарок и побежите праздновать. И тут мама приглашает Дедушку пройти в комнату с гостями (возникает реакция тревоги), ставит на середину комнаты стул (тревожность усиливается) и говорит всем присутствующим о том, что вы великолепно читаете стихи (тревожность максимальна -поймалась та самая "звездочка"!) и сейчас все попросят аплодисментами Вас прочитать любимое стихотворение (в этот момент наступает перевозбуждение психики и возникает РЕАКЦИЕЙ ОЖИДАНИЯ - А ВДРУГ Я ПРОЧИТАЮ ПЛОХО!!!!). Представили?!
В зависимости от психотипа личности далее следует различная защитная реакция (начало отторжения, с поиском решения). От плача "я забыл, можно я что-нибудь другое прочту" (холерики), неуправляемой истерики (меланхолики), попытки рассказать простой, знакомый с пеленок стишок Агнии Барто "Наша Таня громко плачет" (сангвиники), до молчаливого и насупленного молчания (флегматики). Последующее перемещение в свою комнату практически у всех типов (защитная реакция в попытке убрать сам фактор раздражения психики - стул, гостей, Деда Мороза, Маму (!), не защитившего папу (!) -кульминация реакции отторжения). При этом если попытаться оставить ребенка рядом с этими раздражителями, то разные психотипы ответят различной, но в одном похожей реакцией - перевозбуждение психики вплоть до пограничного состояния (у меланхоликов).
Поэтому нападающие чаще всего сангвиники или холерики, а защитники - сангвиники и флегматики, вратари - идеально флегматики, но бывают и сангвиники. А вот меланхолики в игровых видах не достигают высот из-за чрезмерного возбуждения психики при стрессах и неадекватной реакции на них.
Теперь осталось провести аналогии с возникающей у ЛЮБОГО хоккеиста рано или поздно ситуацией, приведенной Вами.
В Вашем случае "реакцию тревоги" и для ребенка породила, абсолютно правильно подмеченная Вами, похвала сына ДРУГИМ ЛЮДЯМ ПРИ НЕМ САМОМ. В моменты перемещения к месту тренировки реакция усиливалась, перед выходом на лед перешла в реакцию ожидания. Значит между звонком и выходом на лед был момент, когда сын и "поймал звездочку" (возможно еще похвалили в машине по пути на тренировку, или что-то подобное). На льду сын, абсолютно правильно определенный тренером в группу защитников (из холерика хорошего не получится никогда!), проявил свою реакцию "молчаливого и насупленного молчания" - не делал хорошо вообще ни одного упражнения ("подменили" - очень точно и правильно подметили!), чтобы убрать возможность возникновения для себя, в дальнейшем, этого очень не приятного состояния, для любого абсолютно здорового психически ребенка. Меланхолик вообще бы отказался идти на тренировку или прогулял ее, если бы был старше.
Поэтому во первых успокойтесь - у вас абсолютно здоровый, адекватный и правильно реагирующий на стрессы парень. Вы действительно можете им гордится. Тренер - либо образован, либо имеет большой опыт, либо и то и другое вместе (гениальность и талант рассматривать не будем).
Очень надеюсь, что правильно поняли из написанного выше, что произошло с ребенком и почему.
Все Ваши догадки правильны, а момент возникновения "звездочки" Вы определите сами.
С этим нужно бороться потому, что главной опасностью подобных состояний перевозбуждения психики является резкое ухудшение моторики (техники выполнения упражнений) и реакции антиципации (предугадывание развития игровых событий), а также оперативного мышления (тактики). Все это наслаивается на реакцию отторжения.
Вы очень большой молодец, что практически в самом зародыше возникшей проблемы начали искать пути ее устранения. Надежда на самого талантливого тренера-педагога в данном случае мала просто по причине очень сильно ограниченного времени тренировки (для этого и проводят сборы). Здесь почти все зависит именно от Вас.
Я попрошу Вас прочитать пост про реализацию снятия другого состояния "перевозбуждения" при подготовке к игре. Состояния разного вида, но имеющие очень похожую структуру воздействия на психику, и как следствие сходные методы борьбы с этими состояниями (прошу прочитать, потому что пост достаточно объемный):
http://forum.kidshockey.ru/viewtopic.ph ... &start=330
Теперь берите тетрадь, садите рядом сына и начинайте с ним серьезную и вдумчивую совместную работу по самовоспитанию хоккеиста. Вы далеко не всегда будете рядом с ним, поэтому надо просто научить его действовать в аналогичной ситуации самому.
Теперь пишем с левой стороны список по аналогии с тем, о котором прочитали. Отличие в том, что для удаления эффекта "звездочки" пишется список качеств характера. Сначала слева положительных качеств характера (честность, доброта, способность придти на помощь другу и т.п все, какие сможете) затем продолжаете этот список ниже положительными игровыми качествами (грамотный выбор позиции, сильный и точный щелчок, способность лечь под шайбу и т.п). Причем в самом конце (НЕ ЗАОСТРЯЯ НА ЭТОМ ВНИМАНИЯ!!!) пишите то, за что хвалили сына по телефону.
Затем, справа, напротив каждого положительного качества характера, пишите отрицательные.
Обращаю особое внимание, что если положительные качества характера можно писать общие (искренность, воля к победе,...), то качества отрицательные надо определять четко и конкретно (леность вставать на зарядку утром, способность не до конца выкладываться на каждой тренировке, допускаешь в игре надежду на партнера или вратаря, медлишь с первым пасом и т.п.).
Ребенок визуально увидел, какое у него на самом деле большое (ПИСАТЬ ТОЛЬКО ЧЕСТНО!!!) количество положительных качеств (возникает чувство уверенности в себе - это очень важно). И ОДНОВРЕМЕННО видит, что предстоит немалая работа над совершенствованием себя самого (ПРОПАДАЕТ ЭФФЕКТ ЗВЕЗДОЧКИ!!!!).
Теперь самое важное.
Если просто выбросить тетрадь, то все рано или поздно повториться. Будет плохо, если уже во взрослом возрасте.
Поэтому самое основное - четкая постановка задачи - убрать из правого списка и перевести в левый, ОДНО любое качество из черт характера и ОДНО любое игровое качество. Срок 3 недели (физиологический срок адаптации организма к любой физической и психологической нагрузке). Именно поэтому отрицательные нужно писать как можно конкретней с самого начала. Иначе как вы будете убирать, например трусость - с балкона прыгнул - уже не трус??? А вот боязнь идти против того, кто больше тебя на силовой прием у борта - имеет не простое, но понятное решение. Или долго думаешь - задачи, что ли быстрее решать? А быстрый первый пас (если отсутствовал) - понятно!
Если при этом будете включать эту работу по "дефектной ведомости" (она так в психологии называется, я для сына называла "ведомость идеального хоккеиста") в настрой на игру (момент постановки задачи и последующий контроль ее выполнения) и четко, каждые 3 недели будете проверять дефектную ведомость, то через 2 месяца вы просто забудете, что такое "звездная болезнь", как бы и кто не нахваливал сына. И "получите" через год значительно улучшившего игровые показатели сына, с изменившимся в лучшую сторону характером да и многим другим.
Конечно требуется Ваше желание, время, интерес, контроль выполнения. Но результат того стоит! Это простой, но очень действенный и проверенный психологами способ борьбы с различными отрицательными состояниями в спорте, мешающими полностью реализовать свой потенциал (вспомните прошедшую Олимпиаду). Да, это легко и доступно каждому спортсмену и родителю, но кто это делает?
Лично для меня самым страшным было убрать его "опоздания на зарядку". Просто потому, что сама иногда, меряя утром ему пульс, говорила "Что-то сегодня высоковат - спим!" (хотя все было в норме!). Так вот когда сын "загорелся" все это выполнять (стимул своему сами можете придумать), то просто стал мерить пульс сам. Как же плохо мне было! 6 утра! Топать на улицу! Мне целый час еще спать можно!!! Поэтому приготовьтесь морально к некоторым личным жертвам ради помощи сыну. Окупится! Мы вот до сих пор смеемся над этими моими "подъемами" с причитаниями "Все, через минуточку встаю, еще минутку!", и как сын решил эту проблему, переводя каждый вечер часы на 10 минут назад!
Просто попробуйте, все получится! Данную схему работы используют психологи с разными уровнями команд в Канаде. Разработки наши, но вот применяют ли у нас - сказать не могу. Нам очень помогло (спад от "звезды" от постоянных "хвалений" родителей заметила только через месяц), поэтому Вам точно поможет!!!
УСПЕХОВ ВАМ С СЫНОМ!!! И ОГРОМНОГО +/-!!!
С уважением.