От всей души поздравляю всех с началом учебного года!
Скоро начнется и игровой сезон.
Сейчас самое важное - снова войти в строгий режим дня и использовать для технической самоподготовки любую свободную минутку.
Прошел этап общей и специальной подготовки. Начался первый этап игровой практики - соревновательный. Сейчас все внимание необходимо сосредоточить на развитии навыков техники владения клюшкой и катания.
Про качества физического развития, наиболее предпочтительных к развитию в каждом возрасте (синергичных), тоже забывать не нужно. Как это совместить?
Предположим, что основное качество возраста – быстрота, конкретно – частота движений (9-10 лет).
Тогда в любых, подчеркну это,
в любых упражнениях в этом возрасте, надо стремиться по возможности развивать именно эти синергичные качества. То есть, подбор группы упражнений делаете таким образом, чтобы их биомеханика позволяла выполнить движение в максимально возможном темпе. При этом надо помнить, что это должны быть разученные и хорошо выполняемые в обычных условиях движения. Новые движения нужно по-прежнему осваивать в медленном и потом обычном темпе, лучше - в облегченных условиях (свободные паузы отдыха, без краг и т.п.).
Для мальчишек (чтобы понимать методику развития частоты движений, как составляющих быстроты):
Упражнения стараетесь выполнять кроткими (по 3-9 повторений в зависимости от упражнения) сериями. Серий каждого упражнения не больше 3. Отдых до восстановления, с обязательными упражнениями на расслабление между сериями и упражнениями. Это важно для тренировки способности переключения от расслабления к напряжению и наоборот (основополагающее качество быстроты выполнения серии любых движений).
В качестве примера:
1 Упражнение – кистевой бросок с удобной стороны.
Выполняется в обычной (комнатной))) одежде, в крагах и с клюшкой.
Встать в хоккейную стойку, мысленно представить себя в игре. Представить ворота, вратаря и его позицию (в стойке, сидит на коленях и т.п.), дистанцию до ворот (не дальше «усов»), их расположение (бросаете «с пятака», или с точки вбрасывания, или в метре от вратарской и т.п.). Необходимо представить и момент того, бросаете после передачи партнера, отскока от вратаря или «прошли» с шайбой сами. После этого мысленно выполнить точный кистевой бросок в свободную часть сетки ворот.
Затем, один раз, медленно, выполнить сам бросок (и обязательно представить, как шайба залетает в сетку ворот! Можно даже реально порадоваться мысленно забитому голу!).
После этого, в предельном темпе, выполнить подряд три кистевых броска.
Шайбы при этом не нужно. Достаточно представлять ее.
Затем положить клюшку, поднять руки вверх, «уронить» расслабленные кисти, потом «уронить» руки в локтях, потом в плечах, - бросить их как бы «плеточками» вниз, расслабленно согнув тело вперед. Потряхиванием кистями и всеми мышцами рук, добиться ощущения полного расслабления.
Повторить серию три раза и перейти к следующему упражнению.
2 упражнение – короткое ведение шайбы. Здесь понадобиться щит на полу и шайба.
Встать в хоккейную стойку, мысленно представить себя в игре. Представить, что на скорости получили пас и входите в зону (как пример). Представить, как набираете скорость и ведете шайбу быстрым коротким ведением.
После этого, в темпе выполнить 8-9 движений короткого ведения шайбы на щите.
Снова расслабление и повтор серии упражнения.
Так строится вся тренировка. (Пример можно посмотреть на нашей ветке:
Методика организации самостоятельной технической тренировки И
Варианты упражнений самоподготовки в развитии техники рук )
Причем по подобному принципу строится тренировка не только «на технику», но так строится и вся самоподготовка, - в зависимости от сенситивных качеств возраста. Даже если просто едете на велосипеде, надо короткими интервалами выполнять ускорения на небольшую дистанцию (не более 30 метров), стараясь крутить педали максимально часто. Можно подобрать при этом переключение скоростей так, чтобы педали крутились максимально часто (максимально маленькая звездочка на педалях и самая большая на колесе).
В обычном беге, в этом же периоде, стоит чаще использовать очень короткие дистанции (5-10 метров), бег с горы и т.п. методики выполнения беговых упражнений (большая подборка эффективных упражнений по возрастам есть в книге
Ладислав Горский Тренировка хоккеистов.pdf).
Для максимальной эффективности развития именно быстроты движений клюшкой, шайбу лучше использовать чуть облегченную (на 10-20%). Проще всего это сделать, вырезав сверлом или фрезой (у кого есть возможность) из обычной шайбы центральную часть (чтобы сохранить форму).
Если задача – развитие силы (12-14 лет), то можно выполнить туже самую тренировку, применив в первой серии каждого упражнения тяжелую клюшку и обычную шайбу, во второй серии – обычную клюшку и тяжелую шайбу (достаточно 270 граммовую, металлическую, до 400 граммов, можно в 15-16 лет, раньше просто не нужно – отрицательно скажется на технике). Третью серию выполнить с обычной клюшкой и обычной шайбой. Движений в серии уже 6-8, темп ниже, все внимание в идеомоторной работе – на проявление силы движения (представить более дальнюю дистанцию до ворот, ведение при противодействии клюшки противника и т.п.).
Если рассматривать в этом возрасте катание на велосипеде, то надо подбирать переключение скоростей так, чтобы развивать на педалях максимальное усилие (самая большая звездочка на педалях и самая маленькая на колесе). Если нет возможности использовать велосипед с переключением скоростей, то можно найти участок с горкой и кататься «в гору». То же самое можно использовать в этом периоде и в обычном беге. Для развития силы очень хорош кросс на 1-1,5 км по «пересеченке» - обычному лесу с поваленными деревьями, холмиками, овражками, без тропинки. Желательно, конечно, предварительно пройти дистанцию пешком – убрать проволоку, бутылки и т.д. Тем, кто постарше, можно применить небольшие (до 300-400 граммов) утяжелители на ноги или утяжеляющий пояс (не более 10% от собственного веса).
В таком ключе и стоит организовывать занятия по самоподготовке в соревновательном этапе.
Сыну загорелось научиться кататься вот на таком скейте
[youtube]svstnqoqaQ0[/youtube]
как Вы думаете, будет полезно для развития равновесия? А то мы в субботу и воскресенье угрохали где-то по 2 часа в декатлоне, где он упорно осваивал данный снаряд. Уже стало получаться прилично, но перед тем как купить, все же решил посоветоваться. Так же вот еще, на какую тему хотел бы посоветоваться. По поводу - стоит ли дополнительно заниматься с ним акробатикой? Сын то с радостью побежит заниматься, очень люби батуты, кувыркаться, лазать по канату и т.д. Но вот как с этой дополнительной нагрузкой быть, дабы это было не во вред?
Опять же, вроде как, бассейн говорят, не лишним будет, но как это все впихнуть в недельный график, когда еще и школа и тренировки, и дорога, которая отнимает 1.5 часа. И днем поспать надо, уроки сделать.
Такая вот у нас не легкая задача)).
По поводу акробатики писала на ветке
В том числе и с помощью гимнастических упражнений. Но без экзотики, типа батута или сальто назад погнувшись. (Смысл какой?). Хотя очень важный элемент акробатики - полет-кувырок и сальто с поддержкой из арсенала Л. Горского, использовали, как и некоторые другие акробатические элементы. Использовали это для воспитания смелости и уверенности в собственных силах
(
http://forum.kidshockey.ru/viewtopic.ph ... 3722&hilit )
Самое эффективное упражнение для воспитания смелости (есть и такие!), по моему мнению, из арсенала борцов – самбистов и спортивных гимнастов.
Это обычный «кораблик». Сначала, выполняется на мягком мате (или диване))). Стоя на коленях, руки ладонями у плеч. Прогнуться и, падающим движением тела вперед, перекатиться на грудь к голове. Колени, при этом, чуть уходят вверх. Ноги остаются согнутыми. Движение напоминает качающийся вперед-назад кораблик. Голову лучше поворачивать в конце траектории падения в сторону – чтобы не ударить подбородок. Когда движение будет получаться легко и уверенно (пара месяцев) – начинайте выполнять на полу. Можно сначала подложить одеяло. Потом (еще через пару месяцев) и на голом полу. Потом (через пару месяцев), снова переходите на диван или толстый мат, но выполняете кораблик, уже заложив руки за спину и выполняя весь кораблик в таком положении, - удерживая руки за спиной. Затем переход на пол.
Борцы и гимнасты (даже гимнастки)))) легко выполняют такой кораблик, из стойки, стоя с руками за спиной, с пальцами «в замке» и падая на обычный пол. Для этого нужна смелость. И не малая.
Предупреждаю – не надо папам пытаться выполнить это без серьезной подготовки (минимум – полгода). Можно сильно расшибить лицо при падении или повредить руки, когда их «автоматически» выдернете из-за спины в конечной фазе кораблика из стойки на полу. Тем более, ни в коем случае, не надо заставлять или провоцировать мальчишку («ерундовое упражнение не можешь сделать!») на выполнение сразу самой сложной формы «кораблика смелости» - из стойки, на полу, с руками за спиной. Это только на самый первый взгляд упражнение «ерундовое». Попробуйте сами, на диване, падая лицом вперед (обязательно прогнувшись и поворачивая голову в сторону!) удержать руки за спиной. Если Вы смогли выполнить это с первого раза, то можете серьезно собой гордиться, - такое дано не каждому.
Теперь бассейн, – очень желательно, но не критично необходимо. Просто бассейн позволяет проводить наиболее оптимальный для маленького хоккеиста вариант тренировки силы и выносливости. Но если нет возможности посещать бассейн, то повторюсь – это не критично, можно использовать и обычные способы тренировки. Главное – контролировать нагрузку и соблюдать железное правило – лучше недотренироваться, чем перетренироваться.
Декатлон – вариант развития скейтборда, придуманный людьми, любящими и скейтборд и ролики, для совмещения технических моментов катания.
Любые «спортивные» снаряды (кроме штанги до 15 лет!), которые хочет в подготовке использовать сын, имеет смысл использовать. Самое главное здесь – безопасность. Прыжки по гаражам (гаражи как тренировочный снаряд из прошлого времени))) развивают смелость и координацию, но катание на моунтинбайке или скейте, декатлоне, это делает для хоккеиста более эффективно и менее травматично. Не надо только забывать, что все профессионалы всегда катаются в защите (наколенники и налокотники). Сыну объясняли, что без защиты невозможно «заступить за свою грань» - новый прием всегда небезопасен, а травма колена или локтя, всегда не только болезненна и просто опасна, но и очень надолго лишает возможности заниматься любимым делом. Поэтому "без защиты катаются только лолы» (по выражению мальчишки, перепрыгивавшему на своем скейте сверху вниз очень большую лестницу школьного крыльца на моих и сына глазах).
Имеет смысл использовать все эти "приспособы" потому, что важнейший момент эффективности самоподготовки – желание стать лучше. Если ребенок хочет и готов заниматься, то стоит обратить на это внимание. И при наличии финансовой возможности – помочь ребенку в его стремлении и приобрести этот снаряд. Но если такой возможности нет – можно заменить тренировочный снаряд другим, выполняя те же самые движения и развивая те же самые качества:
[youtube]6-vA_CdDFh8[/youtube]
Развить можно до любого уровня:
[youtube]MUN2yjjKvZI[/youtube]
Использовать для «хоккейных» упражнений (например, водить стоя на декатлоне или скейте) - имеет смысл только тогда, когда сами упражнения (катание или просто стойка на скейте или декатлоне, как и ведение шайбы или мячика и другие «специальные» хоккейные упражнения) будут выполняться очень уверенно и легко. Надо понимать, что совмещение тренировок на неустойчивой опоре с техникой владения клюшкой, является фактором усложнения тренировки. Более того, в Канаде в хоккее, как и в России, в спортивной гимнастике, упражнения оцениваются не только по уровню нагрузки (весу снарядов, количество повторов, серий, времени, интенсивности тренировки и т.д.), но и по координационной сложности упражнения. Порой перетренированность вызывает психическое перенапряжение или перенапряжение мозжечка, внутреннего уха, при использовании в подготовке слишком много или только сложных координационных движений. Кроме того, неуверенное вначале выполнение катания или упражнения с клюшкой, при повторных «раздельных» тренировках, рано или поздно, приводит к улучшению навыков. Использование сразу, на начальном этапе, самой сложной методики выполнения упражнения (например, ведения при катании на скейте в самом начале обучения катанию), приведет к закрепощению тела, рук, снижению навыков владения клюшкой (отработка неправильного движения) и очень долгому обучению катанию на каком – либо снаряде.
Поэтому важно использовать принцип постепенности наращивания не только нагрузок физического характера, но и повышения координационной сложности движений. Только научившись уверенно выполнять составляющие упражнения по отдельности (ведение и катание), можно прибавить в этих компонентах, совместив их. Именно поэтому большинство канадцев сначала учатся уверенно кататься на коньках, параллельно развивая технику владения клюшкой «на земле», и только потом, в возрасте 8-9 лет, начинают совмещать тренировочное воздействие. А дети до 7 лет вообще выходят на лед без клюшек! А клюшкой занимаются дома или с тренером «на земле».
От простого к сложному. Главное – заниматься с желанием. И все получится!
С уважением.
P.S. Тренироваться на скейте или декатлоне можно и зимой, прямо дома. Ничего сверхъестественного не нужно – просто пластиковая бутыль с водой:
[youtube]GTD-_KVttnA[/youtube]
Научившись уверенно стоять на таком «тренажере», можно вводить «хоккейные упражнения:
[youtube]pb65RiBRvZo[/youtube]
Огромной удачи в предстоящем сезоне всем нашим мальчишкам!
И, конечно же, - родителям!