GOODler писал(а):С весной шутки плохи. Тем, кто устал, свои "хоккейные подвиги" отложить до лучших времён и отдыхать на полную катушку.
Здесь стоит, наверное, посмотреть на возраст игроков.
Если это 4-9 лет, в которые закладываются основы технического мастерства, то тренера чаще всего располагают нагрузку таким образом, чтобы максимально возможно сделать эффективным усвоение новых технических навыков. Да, эта работа будет продолжаться и дальше, однако базовые технические навыки закладываются именно в этот период. Поэтому основная нагрузка распределяется достаточно ровно на осенне-зимний период и весной мальчишек стараются "не грузить". И в этих возрастах это эффективно, - надо дать достаточно много времени (весна лето) на восстановление и рост.
Возраст 10 лет в хоккее, - рубеж, с которого начинается т.н. становление игрока. Почему именно этот возраст? А не 8-9 или 11-12 лет?
Во-первых, для того, чтобы эффективно обучаться технико-тактическим приемам, необходима хорошая база технических навыков, которую невозможно создать и эффективно, в дальнейшем, развивать, без "запаса" развития физических качеств хоккеиста. Сказываются и изменения в работе сердца, когда в этом возрасте у большинства мальчишек устанавливаются ритмы и функции сердца. И можно повышать объем достаточно стрессовой тренировки - игры на Чемпионате России.
Во-вторых. Исследованиями многих спортивных физиологов разных стран было установлено, что минимальный срок перестройки функциональных систем организма, при воспитании спортивной формы равен 4 годам. Для многих спортсменов этот срок - 5 и даже 6 лет.
Теперь посмотрим телевизор)))
Сегодня, в эти самые весенние дни, на фоне т.н. "весеннего авитаминоза".... Проходят последние игры сезона юниорских лиг, начинаются игры плей-офф, после которых последуют достаточно сложные турниры. Идут финальные игры в КХЛ. С последующим Чемпионатом Мира. В НХЛ только разгорается борьба за выход команд в 16 финалистов Кубка Стенли. И в сезоне играть еще 20 игр!
За 1-2 года (и даже 3) юниорского хоккея в МХЛ невозможно подготовить организм к необходимости выхода на пик спортивной формы к самым важным играм сезона. Да, в хоккее этот пик "растянут" и результат хоккеист должен показывать на протяжении всего сезона. Однако известно, что даже "растянутый" пик спортивной формы невозможно удержать более 3 месяцев. Поэтому подготовка в игровых видах довольно сильно отличается от других видов спорта, сходных в некоторых моментах технических навыков (фигурное катание, шорт трек, конькобежный спорт и др.). Смотреть на не очень результативный и «медленный» хоккей неинтересно зрителям. Именно поэтому всему в хоккее и принята система двух соревновательных этапов. Чтобы игроки дважды в сезоне могли выходить на пик формы. И не требовалось ее удержание слишком долгий период (что физиологически невозможно).
Поэтому с возраста 10 лет необходимо перестраивать работу организма хоккеиста так, чтобы весной он выходил на второй (первый осенью) пик спортивной формы. И не только не терял своих физических качеств из-за «усталости» или «весеннего авитаминоза», а приобретал максимальную возможность проявления всех своих лучших качеств, развитых к этому времени в процессе тренировки. И добиться этого можно только правильным распределением нагрузки в течение сезона. Родители сейчас очень часто, самостоятельно, без ведома тренеров, нагружают мальчишек различными дополнительными тренировками-подкатками, абсолютно не обращая внимания на объем и интенсивность не только одной конкретной тренировки, но и циклов подготовки. Большинство родителей «бросают все силы» на как можно больший объем специальной подготовки на льду, игнорируя благоприятные периоды развития необходимых физических качеств. О воспитании спортивной формы молодых хоккеистов забывают за «статистикой игр» иногда и сами тренера детских команд. Повторюсь, именно упущение правильного многолетнего планирования подготовки в детском хоккее, не позволяет за 1-3 года молодежного хоккея подготовить игрока к нагрузкам в командах мастеров.
Обратила внимание на слова сына, что практически у всех его друзей, парней играющих в CHL, МХЛ, NCAA, ССАА с кем постоянно общается, есть общие моменты подготовки в "детском хоккее" (ДЮСШ), которых не было у тех, кто уже «завязал». Причем, все это вместе, а не что-то по-отдельности:
1. Планирование своей физической и технической подготовки. У большинства - на год. Многие - на "пару-тройку лет".
2. Ведение спортивного дневника самоконтроля (позволяет эффективно менять нагрузку и вносить коррективы в планы).
3. Обученность тренерами и родителями самостоятельному планированию и самоконтролю.
4. Большой объем
самоподготовки на льду и вне его.
5. Дополнительные занятия по индивидуальному мастерству мало у кого и только с тренерами команды (Тренер должен постоянно видеть игрока везде, и на играх и на тренировках. "Знать его досконально". Только тогда индивидуальные занятия эффективны. Здесь еще, по словам сына, очень важен фактор взаимопонимания, доверия и многих аспектов взаимоотношений игрок-тренер).
6. Равное внимание своей технической и физической подготовке.
7. Стремление к самовоспитанию характера, воли (моя интерпретация описания сыном слов "классные парни"))).
8. Упорство в достижении своей цели.
Можно подробно остановиться на каждом пункте. Но думаю, что для большинства родителей не составит труда сделать выводы самим. И, при необходимости, заострить свое внимание на тех моментах, которые нужны своему мальчишке.
P.S. Для родителей, еще не сильно позабывших курс физиологии в ВУЗе, могу порекомендовать его вторую часть, изучаемую в институтах физической культуры: "Спортивная физиология - это вторая часть курса физиологии, изучаемого в институтах физической культуры. Основное содержание этого курса - физиология мышечной деятельности человека, частным случаем которой является спортивная деятельность. В курсе спортивной физиологии можно выделить два-центральных вопроса - физиологическую характеристику различных видов спортивной, деятельности и физиологические механизмы адаптации организма при спортивной тренировке".
Одно из лучших пособий - Коц Я.М. - "Спортивная физиология". Учебник для институтов физической культуры
Можно просмотреть только оглавление, и думаю, что эта книга займет достойное место в вашей спортивной библиотеке:
Оглавление
Раздел первый. Физиологическая классификация и общая характеристика спортивных упражнений.
2. Глава 1. Физиологическая классификация физических упражнений
3. Общая физиологическая классификация физических упражнений
4. Физиологическая классификация спортивных упражнений
5. Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности
6. Предстартовое состояние и разминка
7. Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"
8. Устойчивое состояние
9. Утомление
10. Восстановление
Раздел второй. Физиологические основы физических (двигательных) качеств.
11. Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)
12. Физиологические основы мышечной силы
13. Физиологические основы сноростно-силовых качеств (мощности)
14. Глава 4. Физиологические основы выносливости
15. Аэробные возможности организма и выносливость
16. Кислородтранспортная система и выносливость
17. Мышечный аппарат и выносливость
18. Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
19. Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
20. Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка
21. Двигательная память
22. Автоматизация движений
23. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений
24. Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике
Раздел третий. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды.
25. Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
26. Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха
27. Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха
28. Тепловая адаптация (акклиматизация)
29. Питьевой режим
30. Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)
31. Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий
32. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления
33. Горная акклиматизация (адаптация к высоте)
34. Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря
35. Смена поясно-климатических условий
36. Глава 8. Физиология плавания
37. Механические факторы
38. Максимальное потребление кислорода
39. Кислород транспортная система
40. Локальные (мышечные) факторы
41. Терморегуляция
Раздел четвертый. Физиологические основы тренировки разных контингентов населения.
42. Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин
43. Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела
44. Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин
45. Аэробная работоспособность (выносливость) женщин
46. Менструальный цикл и физическая работоспособность
47. Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
48. Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
49. Возрастные особенности физиологических функций и систем
50. Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств
51. Физиологическая характеристика юных спортсменов
52. Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом
53. Два основных функциональных эффекта тренировки
54. Пороговые тренирующие нагрузки
55. Специфичность тренировочных эффектов
56. Обратимость тренировочных эффектов
57. Тренируемость
Скачать в формате .pdf