Интересные ссылки

Что, зачем и как. Влияние родителей. Как воспитать спортсмена. Питание. Обмен опытом и др.
Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 14 авг 2012, 11:11

рататуй писал(а):Интересно.Очень похоже на игру в кости,ни когда не знаешь что выпадет,только нового ни чего нет,да и не может быть. Как говорится все уже придумано до нас. Главная задача, найти подходящую кандидатуру, которая все это перемелит и выдаст результат. Как считаете,уважаемый! Возможно я не прав, но если в человека заложены подходящие данные, то методика относительна,ведь как известно результата добиваются используя различные системы подготовки,иногда прямопротивоположные
Согласен. Всё правильно говорите.
Беда только в том, что хоккей сильно отстаёт от других видов спорта в плане методологии. Что же говорить о тех кто эти методологии применяет. Взять ту же статью " у вас в России хоккеистов тренируют так, чтобы они блевали" - уж сколько твердят в других видах спорта, что объем тренировок имеет значение, если только организм успевает восстановиться. А у нас как зарядят 3-4 тренировки в день и говорят - смотрите мол как "тот" тренируется. А "тот" либо на наркоте сидит либо реально одарён от природы . И вот гонят всех по одному лекалу. А потом Черепанова на выходе получаем.

Добавлено: спустя 8 минут 1 секунду
Так сказать из истории.
Что такое чемпион и почему так важно восстановление.
http://www.bookorbita.com/library/sport ... dumai.html
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 16 авг 2012, 17:17

http://www.rfs.ru/res/docs/blogs/traini ... 69year.pdf
ПОУРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 6 – 9 ЛЕТ
Интересны первые страниц 20 и с 31 по 33. Интересно "куда думают" футбольные тренера.
Так или иначе затрагиваются все аспекты обучения.

...составлена эта поурочная программа, в основе которой лежит принцип: много повторений одного и того же технического приема в разных упражнениях. Повторений как в стандартных, так и в ситуационных условиях.

Требования к тренерам, работающим с детьми

В хорошей футбольной команде есть золотое правило: игроки должны говорить друг с другом, а не друг о друге.

Выполнение этого правила – один из краеугольных камней создания в тренировочной группе или команде хорошей атмосферы, без которой невозможны успехи.
Тренер организует процесс формирования такой атмосферы («духа команды») и в связи с этим он:
••В разных ситуациях он может быть для каждого ребенка «тренером-отцом», «тренером-советником», «тренером-другом», «тренером-образцом для подражания».
••Может так показать технический прием, чтобы это было, во-первых, красиво, и, во-вторых, понятно для ребят.
••Умеет слушать юных футболистов и общаться с ними.
••Готов обсуждать любые конструктивные предложения родителей.
••Если что-то обещает юному игроку или его родителям, то обязательно выполняет обещанное.
••Не дает разгораться конфликтам. Но если вдруг конфликт возник, то тренер сможет как погасить его, так и использовать для воспитательных целей.
••Умеет хорошо организовать свою работу и знает, как осуществить в ней свои идеи и программы.
••Знает теорию и практику футбола, возрастные основы теории спортивной тренировки, биомеханики, физиологии, психологии, педагогики и других дисциплин, и особенно – спортивных игр.
••Понимает, что победы в играх воспитывают в юных футболистах «дух победителя». Поэтому тренер нацелен на достижение результатов в играх, но не любой ценой.
••Тренер работает с группой, командой, но при этом находит время для внимательного отношения к каждому юному игроку.
••Тренер учит юных футболистов уважительно относиться к судьям и их помощникам, и искать причины поражений не в них, а в самом себе и команде в целом.

Чего должен избегать тренер:
••Агрессивного поведения по отношению к детям.
••Иметь любимчиков и не обращать внимание на остальных детей в группе.
••Тренировать детей как взрослых.
••В течение длительного времени применять в занятиях одни и те же тренировочные упражнения.
••Долго и нудно объяснять детям схему выполнения тренировочных заданий, часто прерывать упражнения и в этих перерывах рассказывать, что дети делают правильно, и что нет.

Добавлено: спустя 1 час 25 минут 39 секунд
Упражнения с лестницей.
http://www.calciatori.com/videocalciato ... 9yaWEgPSAz
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
т-34
Сообщения: 12674
Зарегистрирован: 14 фев 2007, 00:10
Репутация: 2693
Команда: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ" - ДЕТСКАЯ ХОККЕЙНАЯ ШКОЛА "СКА-ЗВЕЗДА" СПб

Сообщение т-34 » 16 авг 2012, 17:57

PMBOK писал(а):Упражнения с лестницей. http://www.calciatori.com/videocalciato ... 9yaWEgPSAz

Упражнения хорошие, но делает их парень абсолютно неправильно. Посмотрите, на протяжение всей тренировки его глаза направлены вниз. Ни для хоккеиста, ни для футболиста это неприемлимо. Мы у себя, при выполнении спортсменами этого упражнения даем им в руки медицинбол, заставляя его держать на уровне груди, что существенно затрудняет возможность неправильной постановки головы.
Кстати, спасибо за приведенные ссылки. Очень интересны. Главное - много сходства с нашими методическими теориями.
http://www.youtube.com/watch?v=jWfMxFozhjg

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 16 авг 2012, 18:06

т-34 писал(а):Упражнения хорошие, но делает их парень абсолютно неправильно. Посмотрите, на протяжение всей тренировки его глаза направлены вниз. Ни для хоккеиста, ни для футболиста это неприемлимо.

Согласен, но:
Основное, что требуется от спортсмена это колоссальная работоспособность.
Техника, тактика, стратегия, физические качества.... по большому счёту это всё вторично, при условии, что спортсмен соответствует необходимым модельным характеристикам.
Работоспособность определяется(глобально) состоянием сердечнососудистой системы(ССС),её потенциал определяется максимальным потреблением кислорода(МПК).Генетически заложенный параметр,..


А так, это просто хорошие упражнения. :)
Там основная суть ролика, что правильно бегать не умеют и показывают как правильно стопу ставить .... а глаза ... ну глаза тоже нужно.

Общая выносливость или специальная ?
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/318319
Последний раз редактировалось пользователем 1 PMBOK; всего редактировалось раз: 16
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
т-34
Сообщения: 12674
Зарегистрирован: 14 фев 2007, 00:10
Репутация: 2693
Команда: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ" - ДЕТСКАЯ ХОККЕЙНАЯ ШКОЛА "СКА-ЗВЕЗДА" СПб

Сообщение т-34 » 16 авг 2012, 18:10

PMBOK писал(а):Силовые тренировки в хоккее. Как тренируются хоккеисты. http://hardgainer.ru/hard2.view4.page20.html

А вот здесь, очень много спорного. По крайней мере в нашем методическом восприятии. Межсезонная беговая 15-ти недельная подготовка???? Прошлый век!!! Гораздо более импонирует взрывная скоростно-силовая работа, на фоне интервальных гипоксических тренировок. Отлично закладывется база общей и специальной выносливости.
А вообще, конечно, методисты тут с пеной у рта могли бы спорить часами.

Добавлено: спустя 1 минуту 33 секунды
PMBOK писал(а):Работоспособность определяется(глобально) состоянием сердечнососудистой системы(ССС),её потенциал определяется максимальным потреблением кислорода(МПК).
Все перечисленное поддается корректировке.
http://www.youtube.com/watch?v=jWfMxFozhjg

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 16 авг 2012, 18:11

т-34 писал(а):А вот здесь, очень много спорного. По крайней мере в нашем методическом восприятии. Межсезонная беговая 15-ти недельная подготовка???? Прошлый век!!! Гораздо более импонирует взрывная скоростно-силовая работа, на фоне интервальных гипоксических тренировок. Отлично закладывется база общей и специальной выносливости

Не совсем понял Вашего высказывания. Они рекомендуют тренировку максимально приближенную к хоккейным сменам. Что не правильно ?
Смесь интервальных и стаерских дистанций. Главное какая мощность (ЧСС) используется при беге и насколько правильно бежит человек (постановка стопы). Кстати, Верхошаский - ещё не сильно устарел, там ведь некоторые таблицы - его.

т-34 писал(а):А вообще, конечно, методисты тут с пеной у рта могли бы спорить часами.
Это да.
Для детей - это методика не приемлима. А для взрослых - как вариант.

т-34 писал(а):Все перечисленное поддается корректировке.
Увы, это заложено генетически.
И как пишут некие Уилмор и Костилл - что максимальный потенциал выносливости можно определить в 11 летнем возрасте и соответственно определиться стоит ли ребёнку заниматься спортом вообще и хоккеем в частности
Последний раз редактировалось пользователем 2 PMBOK; всего редактировалось раз: 16
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
т-34
Сообщения: 12674
Зарегистрирован: 14 фев 2007, 00:10
Репутация: 2693
Команда: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ" - ДЕТСКАЯ ХОККЕЙНАЯ ШКОЛА "СКА-ЗВЕЗДА" СПб

Сообщение т-34 » 16 авг 2012, 18:18

Сдать тест Купера и иметь его а так же челночный бег в качестве средства увеличения общей выносливости - суть разные вещи. У нас, после месячного курса интервально-гипоксических тренировок, ребята бегут Купера, укладываясь в норматив, на пульсе 125. И пробежать два подряд, ни для кого трудов не составляет.
Так что хоть Лобановский величайший тренер, но прогресс не стоит на месте, и результатов, которые добивались патриархи тренерского цеха, уже давно можно добиваться менее затратными средствами.

Добавлено: спустя 1 минуту 28 секунд
Увы, вынужден отлучиться, с удовольствием продолжу полемику позже! Спасибо!
http://www.youtube.com/watch?v=jWfMxFozhjg

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 16 авг 2012, 20:07

т-34 писал(а):Сдать тест Купера и иметь его а так же челночный бег в качестве средства увеличения общей выносливости - суть разные вещи
Конечно.
т-34 писал(а):У нас, после месячного курса интервально-гипоксических тренировок, ребята бегут Купера, укладываясь в норматив, на пульсе 125
Тут надо смотреть как и чего... Хотя 125 - и хороший пульс, но надо смотреть уровень анаэробного порога и уровень закисления у конкретного человека. Для кого то и 125 может быть много - если сердце уже посажено.

Добавлено: спустя 11 минут 8 секунд
т-34 писал(а):Главное - много сходства с нашими методическими теориями.
Киньте пожалуйста ссылочку, про Ваши методики. А то лазал по Вашему сайту и не нашёл.
Для создания своих методик требуется большая и материальная и научно техническая и людская база. В основном - медицинская. И главное - время.
Привожу пример методики, которую я пытался найти у Вас на сайте:
http://www.teoriya.ru/dissert/avtoref/?nid=691
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

ДедА52
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 04:15
Репутация: 398

Сообщение ДедА52 » 17 авг 2012, 05:12

Нам кажется что все движется вперед ,взять медицину... но люди как мерли так и мрут, а какие они ну мы были 5 000 лет назад неизвестно, всмысле здоровья, в массе своей.
Взять спортивные достижения, какие были возможности у людей раньше,неизвестно.Не играли они в хоккей это ясно.
Но дошла до нас иога,судя по всему они тоже кое что могли.
Конечно, по природе своей человек, как организм, мало изменился, но все же, скажем, 5000 лет назад человек в 40 лет считался стариком, смертность, особенно детская и материнская, была крайне высока, да и мужики массово гибли в междуусобицах и на охоте, плюс эпидемии (это архелологическая статистика вроде системно утверждает). И конечно факт, что современная медицина радикально повысила уровень общего здоровья и этносов, и отдельно взятых человеков. В том числе и спортивная медицина оформилась и развилась за последние сто лет и ее достижения высоки.
Вы, однако, правы в том, что развиваясь, человечество часто отметает достижения древних мудрецов, особенно то, что касалось познания природы вещей, в том числе возможностей организма, активизации его скрытых возможностей. Иога - это еще очень благополучный пример, все же ее методики не отринуты были, а продолжают применяться, в т.ч. и в подготовке спортсменов. И все же не хватает системы в таком изучении опыта прошлого, - на объективной основе, с помощью современных знаний биохимии, биофизики, современного оборудования. Это, ИМХО, такой мощный резерв, - но он конечно востребован будет все больше и больше.

ДедА52
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 04:15
Репутация: 398

Сообщение ДедА52 » 17 авг 2012, 10:09

суть расговора наших аппонентов в том ,можно ли из сотни среднестатистических детишек применяя современные методики выростить в них высокие результаты или же необходимы дети с определенными данными,генетически и психологически предрасположенными но кто и как это может определить.
Ну хорошо, сузимся до этих формулировок.
Вы представляете это как дилемму (то есть выбор или-или)? Если так, то ответа на эту дилемму нет просто потому, что реальность сложнее, многограннее и редко подчиняется "бинарной логике". Поэтому мне представляется, что так вопрос ставить нельзя. Единственный критерий же - это практика. Вы никогда заранее не поймете, как раскроется (или нет) данный конкретный (кажущийся несомненным) талант ребенка или "выстрелит"ли вдруг тот, кого талантливым не считали. Все это потом осознается, задним числом. Куча людей под микроскопом изучает биографии, антопометрические характеристики и родословную нынешних звезд, создавая как раз из этой мешанины ту самую "кофейную гущу", гадая на которой делают некие выводы, которые пытаются применить к пацанам, что бы вдруг понять, выйдет ли из него новый Харламов, Третьяк или Дацюк. Это, ИМХО, может приносить некую пользу, но переоценивать такой подход нельзя. Слишком большое влияние случайностных факторов, слишком сложна система (сам ребенок и взаимодействующее с ним окружение), - то есть система существенно нелинейна. Есть разные теории, описывающие поведения таких систем, и наиболее адекватны те из них, которые оперируют терминами кооперативного поведения. Чтобы не запудривать мозги излишней научностью, скажу только, что все модели систем, базирующихся на этих теориях, обладают свойствами критичности, то есть в определенных условиях в них развивается т.н. "фазовый переход", который переводит систему в новое состояние. Но, - во-первых, в каждом конкретном случае важно, какие именно факторы и как сложились вдруг вместе для того, чтобы этот переход произошел. И во-вторых, - важно оценить верно какое новое состояние достигнуто (в нашем случае - прогресс пацана, или наоборот, - регресс в хоккейном мастерстве). А в-третьих, - стабильно ли это новое (например, благоприятное) состояние. И что самое характерное, все теории таких процессов базируются на понятии "стохастичности", т.е. на случайности действия факторов на микроуровне, т.е. на уровне взаимодействия наименьших элементов системы. Вот в чем загвоздка. ИМХО- именно поэтому до сих пор чуть ли не единственным результативным способом выявления будущих звезд спорта является вовлечение в тренировчный и соревновательный процессы как можно большего числа детей и внимательный мониторинг и отбор на всех уровнях и возрастах, - ну как, извиняюсь, сабаководы выводят новые породы (вот уж кто стохастичность исходной системы используют на полную катушку!).
С детьми, конечно, буквально так нельзя, - но ведь по факту тренеры и скауты всего мира так или иначе именно этим и занимаются. Но, понимая, что каждое новое состояние системы (растущий ребенок-спортсмен) как правило нестабильно, важно не прекращать работы с ним вплоть до того возраста, пока не пройдет полностью пубертатный период. Только тогда уже, - как мне представляется, - тренера, скауты и врачи спортивные могут понять: раскрывается ли этот талант, или все же нет. В каждом виде спорта все по своему, но ИМХО - в хоккее пока 15-16 лет не исполнится парню, на нем крест ставить нельзя. Стохастика, то процесс перебора комбинаций случайностных факторов, действующих в нелинейной, кооперативной системе под названием "юношеский спортивный организм", под влиянием грамотного тренерского и медицинского воздействия, - может еще привести к новому фазовому переходу, т.е. к тому, что парень вдруг раскроется (в благоприятном случае).
Что-то длинный трактат получился, извиняюсь.

ДедА52
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 04:15
Репутация: 398

Сообщение ДедА52 » 20 авг 2012, 05:02

Крест вообще ни на ком ставить нельзя ибо ни что в жизни человеческой не происходит просто так,во всем есть смысл и необходимость,особонно это заметно задним числом.
Подпишусь под каждой буквой, за исключением слов "... во всем есть смысл и необходимость...", - ибо увы много того в мире, в чем нет ни смысла, ни необходимости, даже если смотреть на это задним числом.

ДедА52
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 04:15
Репутация: 398

Сообщение ДедА52 » 20 авг 2012, 08:34

Такого рода рассуждения назывыются "максимы". При всей внешней красоте, в этакой звучности максимы в ней практически всегда имеется "червоточинка", некий внутренний, "встроенный" дефект: как говорят, в общем верно, но в частности - нет". Пример: есть ли смысл и/или необходимость в употреблении наркотиков? Конечно, в мире и в России в частности, есть люди для которых это так, но мы же не желаем своим детям такой судьбы и поэтому решительно отметаем и смысл и необходимость в таком опыте для них, - не так ли? Другой пример: оскорбления и рукоприкладство некоторых тренеров и некоторых родителей в детских командах. В этом что - тоже есть смысл и необходимость?
Примеры при желании можно продолжить.
Я конечно понимаю, что вы пишите это в позитивном смысле и ничего подобного в теме "детско-юношеский хоккей" не имеете ввиду, - но по-любому: с максимами нужно быть осторожнее.
Если нам с вами, что-то не понятно, это не значит что этому нет объяснения.
А эта максима вообще коварна... Часто это бывает именно так (т.е. объяснения-то есть, но конкретный человек или группа людей этой инфой не владеет), но ведь очень часто на текущий момент многому просто еще не существует объяснений, просто потому что наука и технологии еще просто не поспели, не дозрели.
Вот например, - о кооперативных моделях, которые я поминал выше всуе: модели-то есть, их теория-математика наворочены, но область их применения пока существенно ограничена тем, что при всем прогрессе вычислительных методов явления, описываемые этими моделями слишком сложны и не перевариваются пока современными нам ЭВМ.
Хотя есть и подлинные прорывы на этом направлении, но "модель воспитания выдающегося хоккеиста" врядли будет вычислительно оформлена в скором (или не очень скором) будущем.

ДедА52
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 04:15
Репутация: 398

Сообщение ДедА52 » 20 авг 2012, 09:37

Бывают случаи когда наркотические средства необходимы,например в медицине для снятия нестерпимой боли.
Это имеет отношение к детско-юношескому хоккею? Надеюсь, что никакого!
И кто искушат,соблазняет, передергивает,переворачивает, вы знаете, несмотря на ваш кажущийся атеизм.
Скажу откровенно, не знаю, - несмотря на "кажущийся атеизм"! Вы меня как-то озадачили всей этой фразой. Но пытаться выяснять ее смысл я не стану, т.к. в нашем диалоге мы шибко уж вышли за пределы темы ветки. Надо его завершать...
Вам тоже удачи!

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 22 авг 2012, 12:17

У вас определили сердце сумасшедших разме­ров - и вы станете олимпийским чемпио­ном. Да нет, не станете. Это должен быть человек, у которого его физиологические системы должны обеспечить ему возмож­ность терпеть на дистанции. Терпеть - это значит, что все системы организма долж­ны работать на пределе своих возможнос­тей. И как пример - большинство наших олимпийских чемпионов имеют отклоне­ния в состоянии здоровья. Они могут тер­петь так, что это приводит к необратимым последствиям. А мы, те, кто выступает на уровне первого разряда, на уровне масте­ра спорта, так терпеть не умеем, поэтому выше и не поднимаемся. И причину здесь назвать очень сложно.
http://www.xcsport.ru/articles/articles_1552.html
Все идут по лезвию ножа
Александр Головачев: Все идут по лезвию ножа
Александр Головачев один из ведущих спортивных физиологов России отвечает на вопросы о путях достижения высшего результата в спорте.
Этим летом судьба в лице одного участника интернет-форума журнала «Лыжный Спорт» устроила встречу с Александром Ивановичем Головачевым, руководителем лаборатории комплексных обследований сборных команд и спортсменов ВНИИФК. Как сказал Александр Иванович, до «перестройки» это была большая лаборатория, включавшая 14 специалистов по различным направлениям спортивной науки. Сейчас в ней остались только те сотрудники, преимущественно специалисты в функциональной диагностике и оценке физических качеств, которые еще верили, что смогут принести пользу российским спортсменам. А поскольку большинство из них работало непосредственно со сборной командой, то было жалко бросать такое интересное дело. Практически все ведущие лыжники страны проходили здесь обследование. И за 20 лет кое-что интересное наработано. На обследовании сегодняшней сборной команды лыжников удалось присутствовать и сделать несколько фотографий.



Программа комплексного обследования включает довольно много исследований. Вкратце: в покое проводятся электрокардиография с проведением ортопробы, антропометрические исследования, биохимический анализ крови с определением гормонального и иммунного статуса, и ряд других. При выполнении мышечной деятельности проводятся следующие исследования: измерение опорных реакций на тензометрической платформе, тестирование на тредбане со ступенчато повышающейся нагрузкой (до отказа), тестирование на велоэргометре с постоянной мощностью 60 секунд, измерение мощности на инерционном тренажере, имитирующем работу рук лыжников. После тестирования на тензоплатформе снимается ЭКГ, и после разминки проводится тестирование МПК на тредбане: Начальная скорость тредбана 3 м/с (у мужчин), угол наклона тредбана 1 градус. Каждые 3 минуты скорость увеличивается на 0.5 м/с. Также каждые 3 минуты из пальца берется кровь для определения уровня лактата. Мешки с выдыхаемым воздухом проходят через газоанализатор. Лучшие из лыжников могут проработать на тредбане 17-18 минут, и даже больше, при этом показывая МПК порядка 78-80 мл/мин/кг. Уровень лактата в крови в конце теста может подниматься до 12-14 ммоль/л. А у некоторых лыжников и больше, например, у Е.Беляева фиксировали до 18-19 ммоль/л. После отдыха проводится тест на велоэргометре с максимальной мощностью продолжительностью в 1 минуту. Спортсмен поддерживает высокую мощность при темпе вращения педалей от 90 до 120 оборотов в минуту.



После этой нагрузки повторно снимается ЭКГ. Когда спортсмен приходит в себя, проводится тестирование плечевого пояса на специальном тренажере. Оценивается взрывная сила и скоростно-силовая выносливость рук. Этот уникальный тренажер был сконструирован в 80-х годах совместно российскими и немецкими специалистами. Он имитирует работу лыжника с собственным весом (инерционные характеристики маховика) и трение лыж о снег (фрикционный тормоз). Характер нагрузки максимально приближен к работе рук на лыжах. Электронный блок фиксирует «расстояние», пройденное спортсменом. Один показатель - это лучшее из трех попыток «расстояние» после однократного максимально мощного толчка руками, второй показатель - «расстояние», пройденное за 5 минут работы. Затем эти данные пересчитываются в размерности силы и мощности.



ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ



Рассказав, как проводится тестиро­вание, Александр Иванович ответил на не­сколько наших вопросов.



- Влияют ли результаты физиологи­ческого тестирования спортсменов на от­бор на соревнования, как, например, в не­которых зарубежных командах? Насколь­ко плотно работают тренеры сборных ко­манд с физиологами? Какова частота те­стирований (полных обследований, биох­мического контроля и прочих)?



В нашей стране практически никто никогда по результатам функционального обследования команду на ЧМ не формировал и не формирует. В России система работает по-другому. Команду отбирают по спортивным результатам. А всякого ро­да физиологические и биохимические об­следования направлены только на то, что­ бы подвести спортсмена к соревнованиям в наилучшей спортивной форме. Чтобы можно было сказать, спортсмен утомлен перед стартом или не утомлен. Нуждается он в какой-либо фармакологической кор­рекции или нет. Вот это главная задача. Иначе наши тестирования превратились бы сами по себе в соревнования.



К тому же результат на соревнованиях складыва­ется не только из физиологических пока­зателей, он многофакторный. Влияет тех­ника, тактика, психология... А результаты тестирования используют на этапе фор­ мирования команд, и то не всегда. Отбира­ют спортсменов по результату, а потом из двадцати человек окончательно отбирают десять по результатам тестов, оценив функциональный потенциал спортсмена. Наша работа сводится к тому, чтобы не только протестировать спортсмена, но и описать его состояние таким образом, чтобы оно стало понятным тренеру, чтобы он смог что-то изменить в тренировочном процессе, работать над устранением сла­бых звеньев, лимитирующих факторов. Все физиологические показатели меряют­ся на протяжении долгого времени. Затем по результатам тестирования мы рассчиты­ваем для каждого спортсмена индивиду­альные границы тренировочных зон в привязке к порогам. Хотя это может по-разному считаться, но когда все время это делается одинаково, то вы можете отсле­дить динамику показателей. В общем, мы что можем - то делаем, а как тренеры бу­дут использовать эту информацию - это зависит от них.



Программа обследований спортсме­нов привязана по срокам к различным этапам подготовки, к олимпийскому цик­лу. В настоящее время она предусматри­вает два углубленных обследования в год. Первое, в зависимости от задач тренера, в апреле-июне. Кто-то специально приво­зит команду «разобранную», после полно­го отдыха, кто-то после этапа втягиваю­щей работы. Мы сторонники второго под­хода, чтобы по результатам обследования затем направленно корректировать трени­ровочный процесс для решения опреде­ленной задачи. В истории нашей работы было время, перед Олимпиадами 1984, 1988, 1992 года, когда проводились два углубленных и четыре этапных комплекс­ных обследования после каждого боль­шого блока работы. Последнее из них обычно проводилось на заключительном этапе подготовки к ЧМ, Олимпийским иг­рам. Сейчас этого нет. Тренеры также имеют свои тестовые процедуры, но они педагогического характера. Преодоление различных отрезков, оценка общей физической подготовленности. Про функциональное тестирование не могу сказать. А лактат на сборах меряется регулярно. С ними работает биохимик, и меряется большое количество показателей, направленных на управление тренировочным процессом, оценку переносимости нагрузок.



- Чем физиологически отличаются успешные лыжники (спортсмены), то есть те, кто выигрывают ЧМ и этапы Кубка ми­ра, от просто хороших лыжников уровня сборной? Какие параметры отличаются больше всего, и какие меньше? Что имен­но отличает выдающихся спортсменов, есть ли факторы успеха, которые приэтом слабо связаны с физиологическими параметрами, поддающимися количест­венным измерениям? Есть ли «модели» успешного спортсмена - лыжника, модели чемпиона в других видах спорта? Или про­сто у такого человека в мозгу есть свой «эфедрин с кофеином», который позволя­ет переступить пределы?



Сразу хочу сказать - в 80-е и в начале 90-х ученые много работали над идеальными характеристиками спортсмена. И в этом направлении была проведена серьезная, большая работа. И было видно, что, если, скажем, олимпийские чемпионы замотивированы на работу, то у них очень высо­кие показатели, и они существенно отли­чаются от нижестоящих спортсменов. Это так. Например, у перворазрядника и уро­вень МПК ниже, и характер кривой накоп­ления лактата другой, она идет более ак­тивно и может достигать больших вели­чин. У него и реакция пульса на нагрузку совсем другая, и формирование МПК (ле­гочная вентиляция и утилизация кислоро­да) идет совсем по-другому. Но сказать, что олимпийским чемпионом становится тот, у кого самые высокие показатели - нельзя. То, за счет чего люди становятся олимпийскими чемпионами, мы пока еще не умеем измерять. Потому что всю дис­танцию бежать на уровне МПК нельзя. Любой биологический объект, человек, бежит на уровне МПК не более 5-6 минут. В лыжных гонках только в спринте спорт­смен бежит менее 4-5 минут, а на всех ос­тальных дистанциях время работы от 12-14 минут до 2-2,5 часа. Длинная гонка идет ниже уровня МПК и выше уровня анаэробного порога. и умение терпеть тот уровень у всех разное. И, к сожале­нию, здесь завязано очень много вещей, которые очень немногие могут сегодня определить, измерить. Мотивация - она у всех есть. Ну кто не хочет стать олимпий­ским чемпионом? Но когда начинается тя­желая работа, то один может терпеть, а другой не может. И здесь не в мотивации дело. Жизнь показала, что когда мы тес­тируем ребят на уровне сборной команды, то они все функционально одарены. У них у всех МПК под 78, под 80, у Владимира Смирнова 84 - 86 было. Но в то же время Смирнов стал олимпийским чемпионом, когда уже сходил. До этого он становился вторым, третьим, но чемпионом стал только в Лиллехаммере. Почему? Совпали все условия. Оказалась жесткая лыжня (мороз был утром -20 °С, к гонке отпусти­ло до -16 °С), оказались длинные затяж­ные подъемы и спуски, все было для него. И он со старта пошел лидером. То есть нельзя механистически подходить: МПК 86, и ты - олимпийский чемпион. Или у вас красных мышечных волокон больше всего - и вы самый сильный. Нет. У вас определили сердце сумасшедших разме­ров - и вы станете олимпийским чемпио­ном. Да нет, не станете. Это должен быть человек, у которого его физиологические системы должны обеспечить ему возмож­ность терпеть на дистанции. Терпеть - это значит, что все системы организма долж­ны работать на пределе своих возможнос­тей. И как пример - большинство наших олимпийских чемпионов имеют отклоне­ния в состоянии здоровья. Они могут тер­петь так, что это приводит к необратимым последствиям. А мы, те, кто выступает на уровне первого разряда, на уровне масте­ра спорта, так терпеть не умеем, поэтому выше и не поднимаемся. И причину здесь назвать очень сложно. Упрощенно - есть болевой порог, он у всех разный. Один мо­жет боль терпеть, а другой нет.



Если мы говорим о долгожительстве в спорте - это одно, а если мы говорим о завоевании олимпийской награды - это другое. Это снимает все остальные преграды. Отсюда и допинг, и все остальное.



- Но ведь есть какой-то оптимум про­изводительности, терпения, перейдя кото­рый спортсмен теряет скорость? Насколько точно можно предска­зать результат спортсмена на соревнова­ниях по результатам физиологического тестирования? (Исключим случайные факторы, такие как погода и смазка лыж).



Сами по себе высокие показатели физических качеств и функциональных возможностей различных систем организма - это необходимые компоненты для то­го, чтобы стать чемпионом. Но недоста­точные. Скорее, по ним можно сказать, кто не будет олимпийским чемпионом. Хо­тя, когда приходит элита, у них у всех по­казатели очень близки, например, МПК 78-84 мл/мин/кг. А возьмем Александра За­вьялова, у него выше 74-76 МПК не бы­ло, а бывало и 68, и 72. Это зависело от того, будет он терпеть во время работы или нет. Но главное - еще уметь реализо­вать свой потенциал в движении. А это уже техника. Хотя у тех, кто достиг такого уровня, это, как правило, сбалансировано.



- Чем отличается современная мето­дика подготовки (лыжников, например) от той, что была, скажем, 10 лет назад, 20 лет назад? В чем основные тенденции из­менений? Насколько они основаны на ра­боте спортивной науки? Чего больше в этом процессе - науки или эмпирики?



На мой взгляд, все тренеры пони­мают, что спорт не стоит на месте, и мето­дика тренировки должна меняться. Но по­скольку тренеры в большинстве своем были раньше спортсменами, они, естест­венно, опираются на тот опыт, который они приобрели, будучи спортсменами, когда шли по этим этапам. Поэтому я по­дозреваю, что, по большому счету, мето­дика подготовки за последние 10 лет практически не изменилась. Хотя все и го­ворят, что понимают, что возрос и уро­вень скоростно-силовых качеств, и другие составляющие. Причина в том, что очень трудно подобрать методику тренировки.Трудно ее апробировать и показать, что она четко сработала. Потому что для од­них людей она могла сработать, пришли другие люди - она для них уже не работа­ет. И учесть этот фактор на практике ни­кто толком не может.



Все работают сейчас на спортсмена, и методику подбирают под этого спортсмена. Поэтому говорить, что методика, в общем, меняется - это не сов­сем правильно. Мы умом понимаем, что скорости изменились. Но они не только от методик тренировки изменились. Измени­лись лыжи, изменились смазки, подготов­ка трасс. Поэтому все движения приходит­ся выполнять на более высокой скорости. Поэтому и в процессе тренировки вы должны делать эти упражнения в опреде­ленной ритмо-темповой структуре. А в ос­нове скорости лежит сила. А противоре­чия в развитии силы, скорости и выносли­вости - как они были и 10 лет назад, и 20лет назад, так и будут оставаться. Также и противоречие между объемом и интенсив­ностью: оно было, и оно будет всегда. И еще накладывается отпечаток большого увлечения фармакологией. И, как прави­ло, побеждает тот спортсмен, который на определенный момент нашел для себя изюминку, и сумел выполнить и больший объем, и может работать на более высоких скоростях.



В большинстве случаев в циклических видах спорта нужно решить вопрос поднятия средней интенсивности. Дилемма практически не решаемая. Вы должны ндивидуализировать трениро­вочный процесс, а когда у вас в команде несколько человек, тут уже не знаешь, что делать. Поэтому принцип остается везде один - выживает сильнейший, на которо­го потом и надеются, что он победит.



- Ведутся ли исследования и разра­ботки методик в настоящее время? На ка­ком уровне - научном, тренерском? Кто этим сейчас активно занимается?



Если объективно подойти, то я счи­таю, что сейчас больше всего этим занимаются тренеры, а не научные работники. Потому что у научных работников аппаратурный парк сейчас очень плохой. Экспериментальных групп, как таковых, практи­чески не существует. И финансирование науки сейчас настолько ослаблено, что за­ниматься такими исследованиями практически невозможно. Возможности, которые были 15-20 лет назад, с сегодняш­ними просто не сопоставимы. Поэтому сейчас если кто и может настоящий экспе­римент провести по методике подготовки, так это сами тренеры. В их руках люди, в их руках деньги. И, планируя подготовку, тренер может планировать и, назовем их так, «научные вкрапления». Хотя наука подразумевает экспериментальные и кон­трольные группы, а найти у нас в стране(да и за рубежом) контрольную группу то­го же уровня - это практически невозмож­но. Мы такую работу не ведем. Мы работа­ем в разных направлениях. Помимо ска­занного выше ведутся исследования фар­макологических средств, еще что-то, но нев плане педагогических исследований.



- Есть ли хоть какой - то обмен инфор­мацией о достижениях или исследованиях?



Сейчас, когда мы работаем в новых экономических условиях, любой человек, если он почувствовал, что что-то нашел, никогда об этом не напишет. Он будет ста­раться сам это реализовать.



- Что такое «секреты тренировок»? Есть ли им место? Ведь часто бывает, секрет в том, что никакого секрета нет. Или это просто хорошее "попадание" конкретной методики на индивидуальные особенности конкретного спортсмена? Ведь не секрет, что по методике, заточен­ной под конкретного человека, пусть даже олимпийского чемпиона, часто не удава­лось доводить до высшего уровня других спортсменов даже тем же тренером. Это проблема отбора или проблема методики?



В этом вопросе кроются и ответы. Примеры из наших наблюдений. Знамени­тый тренер Унге Фук из Казахстана нашели вырастил молодого спортсмена Влади­мира Смирнова, и, к сожалению, больше никого такого уровня не подготовил. В Подмосковье продолжает работать Алек­сей Иванович Холостов, который вырас­тил Николая Зимятова и Светлану Нагей-кину. Но впоследствии спортсмены такого уровня ему не попадались. Потому что ге­нетически одаренный спортсмен, который выходит на высокий уровень, находится редко. А потом -даже самый гениальный тренер может биться всю жизнь, и никого больше не подготовить. В большой спорт не приходят случайные люди. Они с детст­ва начали этим заниматься, по стечению каких-то обстоятельств их тянуло к вы­полнению этой работы, им было это инте­ресно. Они чувствовали, может быть - не­осознанно, что они могут терпеть, что они выигрывают. И постепенно это привело их на высочайший уровень. Потом, посмот­рите - великие поколения спортсменов появляются как бы волнами - те же вели­кие спортсменки Вяльбе, Лазутина, Егоро­ва и другие - они все пришли примерно в одно и то же время, в середине 80-х го­дов, и продержались почти по 20 лет в спорте. У шведов после Гунде Свана - ка­кой был провал?! То же самое у норвеж­цев, не все поколения лыжников были равноценными. Одаренные люди не появ­ляются регулярно. И они, как правило, от­личаются тем, что, грубо говоря, не чувст­вуют боли. Вот мы бежим по дистанции, у нас накапливается лактат, мы это чувству­ем, как боль чувствуем. А они в силу их природных данных эту боль чувствуют, но могут терпеть. Безусловно, тут и трениро­вочный процесс, и все остальное накла­дывает отпечаток. Мне довелось видеть, как тренировались Лена Вяльбе, Лариса Лазутина, как тренировался Володя Смир­нов - они тренировались не хуже, они луч­ше тренировались, чем другие. Но все равно, на уровне элиты определяющий фактор - генетика. Ведь все тренируются, используя, по большому счету, одни и те же методики. Но на соревнованиях кто-то может терпеть, а кто-то бежит на уровне своих тренировочных скоростей.



- Известна проблема определения начала состояния перетренированности по физиологическим маркерам. Есть ли надежные методы определения ранних стадий перетренированности?



Надежные методы есть. Только не увсех людей, занимающихся спортом, есть возможности их использовать, особенно если они не входят в состав сборной ко­манды. В первую очередь это биохимия крови. Есть ряд показателей, которые чет­ко указывают на какие-либо симптомы, нато, что надо ждать неприятностей. Напри­мер, сейчас определяют не только моче­вину, которая показывает общий белко­вый обмен, но и обязательно креатинфос-фокиназу (КФК). Потому что КФК показы­вает распад фермента и, если не обращать внимания на динамику этого показа­теля, то дальше жди повышения мочеви­ны, и затем - снижения работоспособнос­ти. Как минимум, измеряется уровень па­ры ферментов - АЛТ, ACT, печеночный и сердечный, которые показывают вам сте­пень загрузки системы выделения и сер­дечно-сосудистой системы. И если дина­мика этих показателей позитивная от раза к разу, опять жди неприятностей. Всего может измеряться более 30 биохимичес­ких показателей. Но опять же не всем до­ступны эти возможности, и есть еще один момент. Все идут по лезвию ножа - с од­ной стороны, хочется взять максимум воз­можного в нагрузке, с другой стороны - это наше «авось пронесет» осталось до сих пор. Доведут спортсмена до такого со­стояния, когда он приходит, мы записыва­ем у него ЭКГ, и находим признаки пере­напряжения. Хотя первые признаки того, что спортсмен начал перегружаться - это биохимические показатели. И в это надо верить. Впрочем, часто перенапряжение осознанно делается. Невзирая на цифры биохимических анализов, продолжают увеличивать нагрузку. В расчете на то, что микроцикл закончится, пройдут восстано­вительные мероприятия, и все придет в норму.




- А вот это «управляемое перенапря­жение» на высшем уровне - это необходи­мость?



Это вопрос не одной минуты. Если коротко - в большом спорте без перена­пряжения невозможно вообще. Это моя точка зрения. Есть ли в большом спорте жертвы? Да, есть. И с этим надо считаться. Без этого результата спортивного не будет. Если вы в первую очередь стремитесь со­хранить здоровье спортсмена - результата не будет. По опыту практической работы и наблюдений за спортсменами могу ска­зать - там, где нет глубокой загрузки спортсмена, угнетающей его, там нет даль­нейшего роста. И он тогда прогрессирует, когда может справиться с этой нагрузкой. Отсюда и гипертрофия миокарда, отсюда и перенапряжение. Но очень часто человек не может вовремя остановиться. Вот эта жадность приводит к тому, что мы теряем спортсменов. Но во внутренней борьбе этих спортсменов в команде кто-то один потом становится олимпийским чемпио­ном. А если все будут чувствовать себя превосходно, у всех аппетит будет пре­красный, здоровье будет отличное, то ре­зультат будет нулевой.



У меня такая точка зрения, хотя есть и другие.



Беседовали: Артур АРУСТАМОВ, Александр ВЕРТЫШЕВ
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 23 авг 2012, 10:57

рататуй писал(а):Безуслоно все что связано с исследованиями работаспособностями спортсменов интересно,НО!Все эти исседовантя проводятся на взрослых и это не игровые виды спорта.Ведь хоккей это игра,процесс коллективного творчества.В нем помимо индивидуальных качеств есть коллективный разум ,который и формируется и работает по каким -то другим принципам.И он определяет конечный результат

Не совсем понял про "коллективный разум". Пока с таким зверем в жизни не встречался.
Суть статьи в другом. Доля правды в Ваших словах есть. Помните спор физика или техника ? На определённом этапе техника у всех становится одинаковой и в коллективной игре начинает побеждать та команда, у которой лучше физика (лучшая физика означает меньшее кол-во ошибок). А если физика равна, то выше физики стоит психология.
Вот например, очень интересна тема, что важнее индивидуальное мастерство или игра в пас.

Вот к вопросу о допинге и том что "тренируют так чтобы блевали" (мнение одного из ведущих физиологов России):
"Если коротко - в большом спорте без перена­пряжения невозможно вообще. Это моя точка зрения. Есть ли в большом спорте жертвы? Да, есть. И с этим надо считаться. Без этого результата спортивного не будет. Если вы в первую очередь стремитесь со­хранить здоровье спортсмена - результата не будет. По опыту практической работы и наблюдений за спортсменами могу ска­зать - там, где нет глубокой загрузки спортсмена, угнетающей его, там нет даль­нейшего роста. И он тогда прогрессирует, когда может справиться с этой нагрузкой. Отсюда и гипертрофия миокарда, о
тсюда и перенапряжение. Но очень часто человек не может вовремя остановиться. Вот эта жадность приводит к тому, что мы теряем спортсменов. Но во внутренней борьбе этих спортсменов в команде кто-то один потом становится олимпийским чемпио­ном. А если все будут чувствовать себя превосходно, у всех аппетит будет пре­красный, здоровье будет отличное, то ре­зультат будет нулевой"

Показатели ударного объёма крови у спортсменов разного возраста и спортивной квалификации
http://student.km.ru/ref_show_frame.asp ... 3EDD8D9005

Возрастное развитие тканевых источников энергообеспечения мышечной функции
(как говорится хоть утренируйся, но выше головы не прыгнешь и длиннее не станешь)
Описанное в настоящем сообщении «расписание» формирования узловых механизмов энергопродукции в скелетных мышцах отражает объективные закономерности прохождения этапов возрастного развития. Знание этих этапов и понимание специфики каждого из них должно быть одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки тренера, имеющего дело с детьми и подростками. Согласно современным представлениям биологии человека и возрастной физиологии, никакая тренировка или иное внешнее воздействие на детский организм не могут привести к резкому ускорению прохождения естественных этапов развития, а тем более - «перескакиванию» через какие-то этапы. Не только последовательность, но и длительность этапов почти не зависит от интенсивности тренировочного процесса - меняется лишь уровень функциональных возможностей, достигаемых на каждом этапе, причем меняется в позитивную сторону только в том случае, когда тренировочный режим соответствует функциональным возможностям детского организма на данной стадии его развития. Незнание этих законов онтогенеза или нежелание с ними считаться, попытки «забегать вперед» и развивать те свойства и функции, для которых еще не созрел биологический субстрат, приводят к вредным для здоровья детей последствиям, колоссальным людским потерям по мере продвижения к высшему спортивному мастерству и, в конечном итоге, крайне негативно сказываются на развитии спорта.
http://bmsi.ru/doc/283a7e69-8aa8-4a08-9701-d21c612f80ee

Возрастное развитие тканевых источников энергообеспечения мышечной функции
На основании анализа мировой литературы и результатов экспериментальных исследований, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО, показаны существенные качественные перестройки энергообеспечения мышечной функции у детей и подростков на протяжении постнатального онтогенеза. В результате этих перестроек, которые проявляются в изменении активности ключевых ферментов энергетического метаболизма и закономерном изменении волоконной структуры скелетных мышц с возрастом, анаэробные механизмы энергопродукции многократно активизируются к юношескому возрасту, тогда как аэробные достигают наивысшего расцвета раньше, а именно в период 2-го детства. В целом эти изменения способствуют увеличению в десятки раз мышечной работоспособности, а также значительному изменению структуры зон относительной мощности. Все эти факты и закономерности необходимо учитывать при организации тренировочного процесса с детьми и подростками.

Ключевые слова: мышечная деятельность, энергообеспечение, тканевые источники, волоконный состав скелетных мышц, онтогенез.


Скелетные мышцы имеют самый большой (по сравнению с другими тканями организма) функциональный диапазон, в котором может осуществляться их функция. В условиях покоя метаболическая активность мышц очень мала, тогда как при максимальной сократительной активности она способна увеличиться в 100 и более раз. Для сравнения: метаболическая мощность печени может возрасти от покоя к уровню максимальной функциональной активности примерно в 2 раза, мозга - в 45 [4]. Из-за такой специфической организации внутриклеточного энергетического метаболизма, в отличие от других тканей организма, мышцы вынуждены получать необходимую для сокращения энергию не только за счет митохондриального окисления, но и за счет гликоли-тического процесса в цитоплазме и накопленных в клетке запасов макроэргов в виде АТФ и креатинфосфата. Есте
Возрастная динамика содержания цитохрома a -терминального участка дыхательной цепи - в скелетных мышцах человека [9, 3] представлена в таблице. Здесь же приведены данные о расчетной величине удельного (на 1 кг массы скелетных мышц) МПК. Как видно из представленных данных, наивысшая концентрация ци-тохрома a зарегистрирована в скелетных мышцах мальчиков 9-11 лет. Аэробная мощность скелетных мышц увеличивается вплоть до начала полового созревания. В дальнейшем она не только не увеличивается, но даже несколько снижается. Это подтверждается и данными электронно-микроскопических исследований [9, 3]: количество митохондрий по отношению к площади мио-фибрилл достигает максимума в препубертатный период, а затем снижается. Примечательно, что капиллярная сеть в мышцах конечностей оказывается наиболее развитой у детей 9-11 лет [21], т.е. в том же возрасте, когда в мышечной ткани наблюдается наивысшее содержание окислительных ферментов.
Таким образом, возрастное развитие аэробного источника энергопродукции в скелетных мышцах протекает не монотонно, а проходит через выраженный максимум в препубертатном возрасте. Это обстоятельство самым существенным образом влияет на функционирование всей системы энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Возрастные изменения содержания цитохрома a в бедренной мышце и аэробных возможностей человека (по: [9])

Собственно, это накладывает глубокий отпечаток на характер функционирования узловых ферментов энергетического метаболизма в скелетных мышцах.

Впервые наличие трех источников энергии для мышечной деятельности было постулировано R. Ма^апа [33]. На сегодняшний день эти представления приняты большинством исследователей биоэнергетики мышечной деятельности и широко известны [1].

Многочисленные данные возрастной физиологии и биохимии свидетельствуют о неравномерном развитии аэробного и обоих анаэробных источников по мере созревания организма, причем такая гетерохрония определяет качественное своеобразие энергетики скелетных мышц на отдельных этапах онтогенеза [2, 4, 9, 17, 20].
Онтогенез энергетических источников в скелетных мышцах
Аэробный (окислительный) источник

Возможности аэробного (окислительного) источника энергии в скелетных мышцах существенно меняются в ходе индивидуального развития. Это обусловлено как изменением содержания важнейших окислительных ферментов в ткани скелетных мышц [9], так и изменением структуры дыхательной цепи митохондрий [3, 4].

Возраст, лет Концентрация цитохрома, нМ/г сырого веса ткани мышц Масса мышц МПК, л/мин МПК, мл/кг массы скелетных мышц Новорожденный 0,9 0,6 - - 5-7 4,6 6,7 1,01 151 9 5,2 10,5 1,8 171 11 6,6 11,6 2,1 181 14 4,8 21,2 3,5 165 20 4,5 25,0 4,1 164 36-40 3,7 28,3 3,9 138

Для обеспечения более полного снабжения работающих мышц кислородом в организме детей имеется ряд специфических приспособлений. Примером может служить активность карбоангидразы, которая у детей младшего школьного возраста выше, чем у подростков, а у последних, в свою очередь, выше, чем у юношей [6]. Более высокая активность этого фермента позволяет полней использовать эффект Бора, способствующий отдаче кислорода оксигемоглобином при протекании крови через капилляры мышц. Некоторые авторы отмечают у детей младшего школьного возраста более значительную артериовенозную разницу по напряжению кислорода при мышечной работе [7, 24], что может быть связано с лучшими условиями диффузии (благодаря большему числу капилляров и меньшим поперечным размерам мышечных волокон), большей активностью карбоанги-дразы и большей относительной мощностью тканевых окислительных систем. Дыхательная функция крови также не накладывает ограничений на способность детей активно использовать аэробные механизмы для энергообеспечения мышечной работы. Так, кислородная емкость крови уже у детей 5-6 лет практически не отличается от величин, характерных для взрослых [15].
Таким образом, в возрастной динамике целого ряда параметров, характеризующих деятельность аэробного источника энергообеспечения, выделяется достаточно четко очерченный максимум, который приходится у мальчиков на возраст 9-11 лет. Именно этот возраст А.А. Гуминский называл «золотым периодом» для аэробной тренировки.
Анаэробно-гликолитический (лактацидный) источник
В 1971 г. шведские ученые, использовав метод игольчатой биопсии, впервые показали, что у нетренированных мальчиков в 12-летнем возрасте резко (в 2 раза) увеличивается активность фосфофруктокиназы [28]. В дальнейшем биохимическими [9, 29, 30, 34], гистохимическими [19, 20] и физиологическими [11, 16, 17] методами были получены многочисленные подтверждения резкой активации анаэробно-гликолитической энергопродукции в процессе пубертатных перестроек, особенно у мальчиков [26, 36]. В последние годы широкое распространение получил метод магниторезонансной спектроскопии, который не только позволил подтвердить ранее полученные результаты [30], но и открывает новые перспективы исследований метаболизма скелетных мышц непосредственно в процессе выполнения мышечной работы [35, 37].
В онтогенезе крысы была детально прослежена активность одного из ключевых ферментов гликолиза -лактатдегидрогеназы (ЛДГ) [4, 13]. Молекула ЛДГ состоит из 4 мономеров, каждый из которых может быть в одной из двух изоформ: «Н» - субъединицы характерны для ЛДГ из сердечной мышцы; «М» - субъединицы преимущественно встречаются в скелетных мышцах взрослых млекопитающих [32]. Эти изоферментные формы несколько по-разному участвуют в цикле реакций гликолиза, поэтому соотношение активностей «Н» и «M» - субъединиц ЛДГ может служить достаточно информативным показателем соотношения активностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников. В исследованиях З.Т. Мусаевой [13] и В.И. Демина [4] было показано, что возрастное увеличение «аэробной» активности фермента в мышцах самцов крысы происходит в целом параллельно нарастанию возможностей окислительного источника и завершается к началу полового созревания, тогда как суммарная активность ЛДГ резко возрастает в пубертатный период и даже после его завершения. Следовательно, в процессе полового созревания происходит качественная перестройка организации энергетического обмена в скелетно-мышечных клетках: резкое расширение возможностей анаэробно-гликолитической энергопродукции на фоне стабилизации или даже некоторого снижения мощности аэробной энергопродукции. Другими словами, до полового созревания скелетные мышцы по характеру энергетического метаболизма похожи на другие ткани организма, тогда как после полового созревания они становятся совершенно специфической тканью, обладающей огромными дополнительными возможностями анаэробной энергопродукции.
Приведенные факты заставили предположить важную роль половых гормонов в регуляции мышечной энергетики. Прямые доказательства этой гипотезы были получены [13] в опытах на крысятах-самцах, подвергшихся кастрации в возрасте 3 недель или искусственной андро-генизации. Эксперименты показали, что андрогенизация ускоряет, а кастрация замедляет созревание ферментных систем, ответственных за анаэробные механизмы производства энергии в скелетных мышцах, и при этом практически не влияет на состояние митохондриальной (аэробной) энергопродукции. Механизм воздействия тестостерона на энергетику скелетных мышц в период полового созревания был вскрыт в работе З.Т. Мусаевой и Р.В. Тамбовцевой, в которой показано, что под воздействием экзогенного тестостерона в составе скелетных мышц конечностей существенно увеличивается доля мышечных волокон с высокой активностью АТФаз, т.е. тех, для которых характерно преимущественно анаэробное энергообеспечение. Кастрация приводит к противоположным результатам [14].
Вероятно, не меньшую роль мужские половые гормоны играют и в становлении морфофункционального статуса скелетных мышц человека [19, 20, 31, 36]. Примечательно, что у девочек не выявлено такое же воздействие процессов полового созревания на структуру и функцию их скелетных мышц [20, 31, 36], что может объясняться различными структурно-метаболическими последствиями воздействия андрогенов и эстрогенов. При этом у мальчиков содержание тестостерона увеличивается 4-кратно на начальных стадиях полового созревания, а затем еще 20-кратно - на завершающих его этапах. У девочек уровень тестостерона от начальных к конечным стадиям пубертата повышается только в 4 раза [25].
Объем депо гликогена в скелетных мышцах существенно возрастает в период между II детством (8-10 лет) и юношеским возрастом (17-19 лет) [10]. Одновременно увеличивается буферная емкость крови [8], тогда как капиллярная сеть в скелетных мышцах несколько редуцируется [21], точнее прекращает свое развитие еще до того, как вырастает число и размеры быстрых мышечных волокон. В литературе имеются указания на то, что прекращение развития капиллярной сети может быть обусловлено влиянием тестостерона [22].
В целом современные представления о возрастном развитии энергетики скелетных мышц сводятся к пониманию того факта, что дети и подростки имеют более низкий, чем взрослые, уровень гликолитической мощности, но зато обладают большей аэробной мощностью, что позволяет им быстрее ресинтезировать АТФ и КрФ после завершения работы [35].
Фосфагенный (алактатный) источник
Данные о возрастных изменениях активности креа-тинфосфокиназы (КрК) в мышцах человека в литературе отсутствуют. В последние годы, с развитием техники магниторезонансных исследований, появились данные о содержании КрФ в мышцах в условиях покоя, а также при выполнении физической нагрузки и в восстановительном периоде [30, 36, 37]. Имеющиеся в литературе данные носят противоречивый характер.
В то же время динамика этих показателей для различных тканей в онтогенезе крысы подробно изучена В.И. Деминым [3, 4]. Согласно этим результатам, активность КрК в мышцах задних конечностей в гнездовой период жизни животных составляет 2,5 - 2,7 мкмоль/мин/г и практически не меняется в первые две недели жизни. В этом же возрасте активность КрК в ткани сердца оказывается несколько ниже, а в мышцах шеи, выполняющих важную терморегуляторную функцию, - в 2 раза выше, чем в мышцах ног. С началом самостоятельного передвижения крысят активность КрК в мышцах ног интенсивно увеличивается, достигая к периоду полового созревания (60 дней) уровня 39 мкмоль/мин/г. Это в 4,5 раза выше, чем в мышцах шеи и в сердце, в 12 раз выше, чем в ткани мозга, и в 50 раз выше, чем в печени.
За этот период содержание КрФ в мышцах увеличивается примерно в 3 раза, с 5,4 до 15,9 мкмоль/г (в сердце 60-дневной крысы содержание КрФ - 7,1 мкмоль/г; в мозге - 5,7 мкмоль/г; в печени - 2,43 мкмоль/г).
Наиболее существенное увеличение активности КрК наблюдается на завершающих этапах полового созревания, что обеспечивает значительное увеличение скорости образования АТФ в креатинкиназной реакции, то есть -мощности алактатной энергетической системы. В результате, согласно расчетам Демина [4], скорость образования АТФ в процессе креатинкиназной реакции в мышцах конечностей крысы увеличивается с 20 мкмоль/г/мин в возрасте 12 дней до 80 мкмоль/г/мин в возрасте 4045 дней (активная фаза полового созревания), а к моменту завершения пубертатных перестроек возрастает до 160 мкмоль/г/мин.
Приведенные факты показывают, что период полового созревания является своего рода «водоразделом» между двумя качественными состояниями энергетики скелетных мышц. До начала пубертатных перестроек в мышцах, как и в других тканях млекопитающих, превалирующую роль в энергообеспечении играет митохондриальное окисление. После завершения пубертатных процессов мышцы приобретают тот колоссальный функциональный диапазон и те специфические черты организации энергетического обмена, которые отличают их от других тканей взрослого организма, причем роль анаэробных источников энергии резко возрастает. При этом есть все основания полагать, что общие закономерности возрастного развития энергетических систем в скелетных мышцах одинаковы у всех млекопитающих, включая человека [11].
Следует, однако, подчеркнуть, что данные В.И. Демина, как и большая часть других подобных результатов, получена на самцах. Половые различия в динамике энергетических возможностей скелетных мышц остаются недостаточно изученными. Согласно данным исследований, проведенных с применением современных методов [36], у девочек пре- и постпубертатного возраста не выявляются столь же значительные различия в структуре энергетического метаболизма при мышечной работе, как у мальчиков.
Морфофункциональные изменения мышечных волокон в постнатальном онтогенезе
Как известно, скелетные мышцы млекопитающих и человека состоят из волокон разных типов, отличающихся не только сократительными свойствами, но и активностью важнейших ферментов энергетического метаболизма. То обстоятельство, что с возрастом значительно увеличивается сократительная активность скелетных мышц млекопитающих и существенно уменьшается время одиночного сокращения, хорошо известно на основании исследований Е.К. Жукова и его школы [5]. В экспериментах на животных было показано, что денервация, кросс-иннервация или нервная стимуляция приводят к радикальным изменениям в структуре мышц. Тем не менее волоконный состав смешанных скелетных мышц обычно считают генетически детерминированным и не зависящим от возраста и тренировки [23, 36]. Поэтому было важно проверить, связаны ли возрастные изменения функциональных возможностей мышц и структуры энергообеспечения мышечной работы с изменением волоконного состава смешанных мышц в онтогенезе. Эта гипотеза была проверена в цикле гистохимических исследований, проведенных Р.В. Тамбовцевой [19, 20]. Как показали результаты этих исследований, соотношение различных типов волокон в составе скелетных мышц не является неизменным в ходе онтогенеза.
Исследования, проведенные первоначально на лабораторных животных - крысах и морских свинках, -позволили установить, что в раннем возрасте у млекопитающих большую часть составляют недифференцированные волокна, которые постепенно, к началу игрового периода, приобретают черты либо красных окислительных медленных волокон, либо белых анаэробных быстрых волокон. При этом процент тонических волокон (атипично крупные красные волокна) практически не меняется после начала активных самостоятельных движений. В процессе полового созревания резко увеличивается доля быстрых волокон, которые становятся превалирующими после 60 дней - возраста достижения половой зрелости самцами крысы [19].
Эти исследования были продолжены на человеке (постмортальный материал; рассматривались только случаи внезапной смерти в отсутствие хронической патологии) у представителей мужского пола от рождения до зрелого возраста [19]. На рис. 1 представлены результаты, характеризующие состав крупных скелетных мышц конечностей на примере четырехглавой мышцы бедра, полученные методом гистохимического выявления активности АТФазы миозина.
Для всех крупных скелетных смешанных мышц человека характерна одна и та же возрастная тенденция: преобладание недифференцированных волокон в момент рождения, их замещение в течение первых двух лет жизни, главным образом, красными окислительными волокнами, доля которых возрастает до максимума к 4-7 годам. В дальнейшем отмечается существенное уменьшение доли красных окислительных волокон (тип I), некоторое увеличение доли промежуточных волокон (тип IIA) и значительное увеличение с началом полового созревания представленности белых гликолитических волокон (тип IIB). К 17-18 годам складывается дефинитивная картина, которая характеризуется в большинстве смешанных мышц человека преобладанием анаэробно-гликолитических волокон. Такая структура мышц сохраняется до начала инволютивных процессов старения, которые, вероятно, связаны со снижением активности половых желез.
Следует отметить, что в мировой литературе нет устоявшегося взгляда на возрастное развитие структурных компонентов скелетных мышц. Сравнительно немногочисленные исследования возрастных особенностей структуры скелетных мышц человека дают противоречивые результаты [36]. По данным ряда авторов, при рождении отмечается относительно большая доля недифференцированных волокон (10-20%). Количество волокон I типа быстро возрастает после рождения, а волокон II типа -снижается. К возрасту 1 год формируется структура, аналогичная взрослым [27]. Есть, однако, данные, что у детей больше представлен тип I, чем у взрослых [31]. Соотношение волокон типа IIA и IIB также является предметом дискуссии. По мнению Jansson [31], развитие мышц от рождения до 35 лет у мужчин соответствует Π-модели: от рождения до 9 лет наблюдается значительное увеличение процента волокон I типа, после чего их доля значительно уменьшается к 19 годам. Очевидно, что эта модель очень близка к результатам, полученным в нашей лаборатории (рис. 1).
Рис.1. Возрастные изменения соотношения различных типов мышечных волокон четырехглавой мышцы бедра человека.
По оси абсцисс - возраст от 4 месяцев внутриутробного развития до 70 лет; по оси ординат - доля волокон (%): MB недифференцированные, MB I типа, MB IIA типа, MB IIB типа
На первый взгляд, значительная реструктуризация состава мышечных волокон, имеющая место в детском и подростковом возрасте, противоречит устоявшемуся представлению о генетической предопределенности волоконного состава скелетных мышц человека. Однако на самом деле никакого противоречия здесь нет. Так, например, хорошо известно, что цвет и жесткость волос (то есть концентрация пигментов в кератиновом материале волос и их толщина) - жестко наследуемые признаки, определяемые одним-двумя аллелями. Тем не менее маленькие дети имеют, как правило, значительно более светлые и мягкие волосы, чем их родители и чем сами эти дети, достигшие зрелости. Любая ткань организма должна достичь определенного уровня зрелости, чтобы в полной мере могли проявиться заложенные в ней генетические задатки. Для волоконного состава скелетных мышц такой период наступает только после достижения полового созревания.
Возрастные изменения физической работоспособности
Все описанные возрастные изменения возможностей тканевых источников энергообеспечения приводят к тому, что общая работоспособность организма значительно (в 20-30 раз) возрастает на протяжении подросткового и юношеского возраста, что связано с интенсивным развитием механизмов анаэробной энергопродукции, а также с созреванием регуляторных систем, позволяющим взрослому организму успешно переносить гораздо более высокую степень закисления внутренней среды и другие отклонения гомеостаза, возникающие вследствие высокой активности анаэробно-гликолитической энергопродукции [11].

Разработанный нами метод эргометрического тестирования работоспособности [18] позволил проследить возрастные изменения границ зон относительной мощности, отражающие значительное расширение с возрастом тех зон мощности, в которых энергообеспечение зависит, главным образом, от возможностей анаэробных источников (рис. 2). При этом развитие аэробной энергетики уже в 10-11 лет достигает уровня, близкого к дефинитивному. Стратегия возрастных перестроек энергетики мышечной деятельности за время обучения ребенка в школе, то есть от 6-7 до 17-18 лет, проявляется прежде всего в расширении диапазона анаэробных возможностей.
Изображение
Рис. 2. Возрастные изменения границ зон относительной мощности. Мальчики
Дальнейшие исследования показали, что у девочек аналогичные перестройки имеют то же направление, но выражены менее отчетливо [20].
Заключение
Таким образом, результаты биохимических, гистохимических и физиологических исследований свидетельствуют о значительном увеличении с возрастом роли анаэробных источников энергии для мышечной деятельности. Такая перестройка энергетики скелетных



мышц позволяет в несколько раз увеличить реализуемую мощность внешней механической работы, то есть значительно расширить функциональный диапазон, а также способствует многократному увеличению работоспособности и надежности функционирования организма в условиях напряженной мышечной деятельности [12].
Описанное в настоящем сообщении «расписание» формирования узловых механизмов энергопродукции в скелетных мышцах отражает объективные закономерности прохождения этапов возрастного развития. Знание этих этапов и понимание специфики каждого из них должно быть одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки тренера, имеющего дело с детьми и подростками. Согласно современным представлениям биологии человека и возрастной физиологии, никакая тренировка или иное внешнее воздействие на детский организм не могут привести к резкому ускорению прохождения естественных этапов развития, а тем более - «перескакиванию» через какие-то этапы. Не только последовательность, но и длительность этапов почти не зависит от интенсивности тренировочного процесса - меняется лишь уровень функциональных возможностей, достигаемых на каждом этапе, причем меняется в позитивную сторону только в том случае, когда тренировочный режим соответствует функциональным возможностям детского организма на данной стадии его развития. Незнание этих законов онтогенеза или нежелание с ними считаться, попытки «забегать вперед» и развивать те свойства и функции, для которых еще не созрел биологический субстрат, приводят к вредным для здоровья детей последствиям, колоссальным людским потерям по мере продвижения к высшему спортивному мастерству и, в конечном итоге, крайне негативно сказываются на развитии спорта.
Литература
  1. Волков Н.И. Биохимические факторы спортивной работоспособности // В кн.: «Биохимия». - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 320-330.
  2. Гуминский А.А., Новожилова А.Д. и др. Физиологические особенности возрастного развития энергетических систем организма школьников // Механизмы нейрогумо-ральной регуляции функций и их становление в процессе фило- и онтогенеза. - М., 1980. - С. 82-90.
  3. Демин В.И., Корниенко И.А., Маслова Г.М. и др. Особенности организации энергетического метаболизма в различных органах // Молекулярные механизмы и регуляция энергетического обмена. - Пущино, 1987. -С.174-183.
  4. Демин В.И. Становление тканевых механизмов энергообеспечения скелетных мышц в онтогенезе: авто-реф. дис. . канд. биол. наук. - М., 1987. - 24 с.
  5. Жуков Е.К., Итина Н.А., Магазаник Л.Г., Мандельштам Ю.Е., Наследов Г.А., Свидерский В.Л., Скоробови-чук Н.Ф., Ушаков В.Б.Развитие сократительной функции мышц двигательного аппарата. - Л.: Наука, 1974. - 339 с.
  6. Кальницкая В.Е. Возрастные особенности тканевого обмена при физической нагрузке и в периоде восстановления // Педиатрия. - 1986. - № 107. - С. 79-82.
  7. Колчинская А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. - Киев: Здоров'я, 1973. - 319 с.
  8. Колякина Э.А. Двигательная активность и кислородные режимы организма школьника. - Ростов н/Д.: Изд-во ун-та, 1983. - 109 с.
  9. Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. - М.: Наука, 1979. -156 с.
  10. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Ураков Т. Калори-генное действие глюкозы у детей школьного возраста // Физиология человека. - 1984. - 10. - № 4. - С. 603-609.
  11. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В., Букреева Д.П., Васильева Р.М. Возрастное развитие скелетных мышц и физической работоспособности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000. -С. 209-238.
  12. Корниенко И.А., Сонькин В.Д. «Биологическая надежность», онтогенез и возрастная динамика мышечной работоспособности // Физиология человека. - 1999. -Т. 25. - № 1. - С. 98-108.
  13. Мусаева З.Т. Изменение активности лактатдеги-дрогеназы и креатинкиназы скелетных мышц в процессе полового созревания // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1986. - № 2. - С. 14-17.
  14. Мусаева З.Т., Тамбовцева Р.В. Влияние половых гормонов на развитие биоэнергетики скелетных мышц // Материалы V Всесоюз. конф. по биохимии мышц. - Те-лави, 1985. - С. 156-157.
  15. Павлова И.В. Возрастные особенности дыхания и газообмена у школьников 12-13 лет при статических напряжениях больших групп мышц // Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание. - Свердловск, 1986. - С. 9-17.
  16. ПярнатЯ.П., Виру А.А. Возрастные особенности физической (аэробной и анаэробной) работоспособности // Физиология человека. - М., 1975. - Т. 1.- № 4. -С. 692-696.
  17. Сонькин В.Д. Развитие энергетического обеспечения мышечной деятельности подростков // Физиология человека. - 1988. - Т. 14. - № 2. - С. 248-255.
  18. Сонькин ВД., Корниенко И.А., Богатов А.А. Способ эргометрической оценки физической работоспособности и описания индивидуальной структуры энергообеспечения мышечной деятельности: Патент РФ на изобретение № 2251967, с приоритетом от 02 июля 2002 г.
  19. Тамбовцева Р.В. Возрастные особенности энергетики, роста и развития скелетных мышц у мальчиков 7-17 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1990. - 21 с.
  20. Тамбовцева Р.В. Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2002. - 48 с.
  21. Топольский В.И. Возрастные особенности кровообращения мышц плеча у человека // Науч. труды Красноярского мед. ин-та. - 1951. - № 2. - С. 275277.
  22. Шаханова А.В., Колесов Д.В., Чемоданов В.И. Исследование связи между показателями физической работоспособности, характером гормональной активности в плазме крови, хронологическим и биологическим возрастом детей и подростков // Уч. зап. Тарт. ун-та. - 1985. -№ 702. - C. 23-34.
  23. Язвиков В.В. Состав скелетно-мышечных волокон мышц конечностей человека и способность к выполнению различных видов физической работы на модели спортсменов разных видов спорта и квалификации: автореф. дис. . д-ра мед. наук. - М., 1991. - 48 с.
  24. Bar-Or O., Shephard RJ., Allen C.L. Cardiac output of 10 - to 13-year-old boys and girls during submaximal exercise // J. Appl. Physiol. - 1971. - 30. - № 2. - P. 219-223.
  25. Blimkie C.J.R., Sale D.G. Strength development and trainability during childhood. In: Van Praagh E., editor. Pediatric anaerobic performance. Champaign (IL): Human Kinetics, 1998 : 193-224.
  26. Boisseau N., Delamarche P. Metabolic and hormonal responses to exercise in children and adolescents // Sports Med. 2000 Dec; 30 (6) : 405-22.
  27. Elder G.C.B., Kakulas B.A. Histochemical and contractile property changes during human development // Muscle Nerve 1993; 16 : 1246-53.
  28. Eriksson B.O., Karlsson J., Saltin B. Muscle metabolites during exercise in pubertal boys // Acta Paediatr Scand. Suppl. 1971; 217 : 154-7
  29. Eriksson B.O. Muscle metabolism in children-a review // Acta Paediatr Scand. Suppl. 1980; 283 : 20-8.
  30. Ferretti G., Narici M.V., Binzoni T., GariodL., Le Bas J.F., Reutenauer H., Cerretelli P. Determinants of peak muscle power: effects of age and physical conditioning // Eur. J. Appl. Physiol. Occup. Physiol. 1994; 68 (2) : 111-5.
  31. Jansson E. Age-related fiber type changes in human skeletal muscle. In: Maughan R.J., Shirreffs S.M., editors. Biochemistry of exercise IX. Champaign (IL): Human Kinetics, 1996 : 297-307.
  32. Lehninger AZ. Bioenergetics. The molecular basis of biological energy transformations. - New York; Amsterdam: Benjamin, 1965. - 258 p.
  33. Margaria R. Biochemistry of muscular contraction and recovery // J. Sports Med. and Physical Fitness. -1963. - 3. - P. 145.
  34. Ratel S., Bedu M., Hennegrave A., Dore E., Duche P. Effects of age and recovery duration on peak power output during repeated cycling sprints // Int. J. Sports Med. 2002 Aug; 23 (6) : 397-402.
  35. Taylor D.J., Kemp G.J., Thompson C.H. et al. Ageing: effects on oxidative function of skeletal muscle in vivo // Mol. Cell. Biochem. 1997; 174 : 321-4.
  36. Van Praagh E., Dore E. Short-term muscle power during growth and maturation // Sports medicine (Auckland, N. Z.), 2002 : 32 (11). - P. 701-728.
  37. Zanconato S., Buchthal S., Barstow T.J., Cooper D.M. 31P-magnetic resonance spectroscopy of leg muscle metabolism during exercise in children and adults // J. Appl. Physiol. 1993 May; 74 (5) : 2214-8.
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Ответить

Вернуться в «Родители»