Да и какую тактику можно требовать от детей, если они не могут сделать элементарных вещей?
Странно как-то... Вы про какой возраст ведете речь? Если 4-5 лет, то Вы правы. Но если 6-7 лет, то уже не правы (или правы отчасти). А вот уже первый реально игровой возраст (8-10 лет) не только объективно требует навыков тактических, но в мальчишеские головы эти навыкли легко вкладываются тренерами. Изучая тактические "примочки", пацаны как бы открывают для себя богатство хоккея, как комбинационой, командной игры и сами с удовольствием впитывают тактические задумки тренеров (да и придумывают что-то себе этакое нередко).
Вы сами об этом и пишете:
Вторая составляющая это индивидуальная тактика. То есть отдельные игровые моменты.
Что есть "игровые моменты"? Это моменты, в которых имеется взаимодействие игроков. Даже если пацан выполняет якобы чисто технические элементы, то неминуемо выходит на индивидуальные тактические задачи, если в это упражнение включен хотя бы еще один игрок (партнер или противник). Ведь по сути индивидуальная тактика начинается тогда, когда перед игроком встает вопрос выбора последовательности технических приемов для создания более благоприятной игровой ситуации. А источником такого выбора является партнер и/или противник.
Вот конкретный пример по индивидуальной тактике: типовое упражнение "1 в 1", - т.е. тренер ставит задачу нападу пройти с шайбой заща-противника. Если он ему дает жесткое указание сделать это строго определенным образом (например, с отводом шайбы в сторону, прикрывая ее корпусом), то тактики в этом упражнении нет. Но если, - к примеру, - напу ставится задача, войдя в зону защиты, пройти заща, доведя шайбу до пятака у ворот противника, - и при этом технически тренер игроков не ограничивает, - то перед нападающим сразу возникает тактический выбор вариантов приемов: проход с рикошетом шайбы от борта, или проброс шайбы под клюшку (над клюшкой), или вышеупомянутая силовая обводка и т.п. Здесь индивидуальная тактическая работа налицо. Для заща в этом же противоборстве, в свою очередь, тоже возникает выбор, - а значит тактическая индивидуальная задача применения его технического арсенала: либо отбор клюшкой, либо силовой прием с отделением игрока от шайбы, либо откат назад с созданием помехи для обводки или паса, и т.п. Тактическая составляющая есть даже в упражнении "1 в 0".
А в популярнейших упражнениях "2 в 1", "3 в 2" и т.п. - тактические элементы (индивидуальные и командные) рулят в полный рост.
Неужели усвоение всего этого тактического арсенала есть какая-то проблема даже для 8-леток?
Верно все то, что пишет Деда (кроме вот этого: "....."катится" игрок впереди тебя....ты должен отдать передачу! Это аксиома! ", - это не авсиома, так как иной раз тактически выгоднее бывает паса не отдавать, а брать эпизод на себя):
Когда нужно начинать обьяснять ребенку о "индивидуальной" тактике? Это прежде всего, обьяснения функции "напада" и "заща"....."Групповой№-это знание ребенком основ игры в "паре" "защей" и тройки "нападов"......
В любой командной игре "пас"- "Язык" игрового вида спорта.....С раннего детства, ребенок должен понимать....."катится" игрок впереди тебя....ты должен отдать передачу! Это аксиома!
Первое, что должны уяснить дети, это порядок "входа" в зону нападения......кто мешает на земле,разделив одну зону хоккейной площадки, мячом, научить детей "входить" в зону? А, как без этого играть?
Все это начинается рано не только у канадцев.
А что мы все киваем на канадцев? Они на голову лучше нас? И тренеров у нас хороших хватает.
Спору нет: в российских ДЮСШ/СДЮШОР и даже в дворовых командах этим азам тоже учат весьма рано и весьма успешно.
* * *
Но вместе с тем, дело доходит до парадоксов.
Вот цитата:
... Юкка объяснил, как действовать в зоне нападения, в средней зоне. Раньше такого не было, для многих ребят это в новинку...
Это из свежего интервью Ильи Ковальчука. Да, это "выдернуто" из довольно большого текста. Но ведь это же сказано великим мастером хоккея, игроком клуба-лидера КХЛ, - причем именно о важности тактики! И до Юкки "про это" с игроками никто не разговаривал?