Я очень люблю родителей хоккеистов. Меня восхищает их терпение и мотивация, их сила воли. Долгие годы изо дня в день водить ребенка на тренировки (порой, настолько ранние, когда другие в это время крепко и сладко спят). Родители юных хоккеистов – герои. Никто и никогда меня не убедит в обратном. Вот она где мотивация!!!
Мотивация в детском хоккее очень часто обсуждалась здесь на форуме. Но, я не нашла отдельной темы, которая была бы посвящена именно мотивации. А обещала поделиться знаниями по этому поводу. Сразу скажу тем, кто ждал этого обсуждения, я никуда не пропала. Просто выходные я стараюсь посвятить своей семье - мужу и детям. По-моему, это правильно.
Итак, проблема мотивации в спорте является одной из самых важных и центральных. На ней, на ее основе, в будущем, у ребенка будет развиваться сила воли. А такое качество личности, как сила воли является, по мнению ведущих спортивных психологов, одним из самых главных качеств спортсмена. Чем идеальнее у спортсмена сила воли (при прочих равных), тем он успешнее. Поэтому очень важно поддерживать внутренний мотив.
Вы все родители грамотные и начитанные, и знаете, что мотивацию разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренний мотив самый сильный и самый прочный. Это тот самый интерес к выполняемой деятельности (для нас с вами это хоккей). Очень важно, чтобы ребенок научился ловить кайф от выхода на лед, от самой игры. Наша задача, как родителей – сформировать (по-хорошему, закрепить) именно этот мотив. Если его, этот внутренний мотив не «подкармливать» рано или поздно он затухает, становится не таким ярким. Все почему? Потому что, хоккейные тренировки – это труд, это работа, это пахота! И, потом, учитывая ранний возраст ребенка (в хоккей приходят чуть ли не в памперсах), мальчик не понимает зачем ему нудно каждый раз делать упражнение, к примеру, на обводку, он ведь уже, вроде, умеет его выполнять, ведь куда интереснее просто побегать на льду! И это не от того, что он баловаться любит, и не от того, что непослушный, избалованный не ангел. Это показатель нормального развития ребенка, его возрастная особенность. Хороший тренер умеет поддерживать этот внутренний интерес, эту так необходимую внутреннюю мотивацию. До поры до времени хорошие тренеры просто играют с детьми, поддерживая у ребенка-дошкольника игровую мотивацию, не обращая внимая на то, что не получается, не выходит пока у ребенка. Что делают родители в этот момент? В тот момент, когда у малыша не выходит что-то, когда он отвлекся на такую красивую и яркую надпись на борту хоккейной коробки, или решил потолкаться с другим пацаном? Правильно: кричат или кулаками машут! Вы думаете, тренер такой слепой дядя и этого не видит? Неа. Не слепой. Не глухой. Все видит, все слышит. Только, если все время критиковать, делать замечания – малышу становится грустно, и весь интерес (такой еще зыбкий и хрупкий) ломается. И начинает наш малыш, такой резвый и активный в начале, ходить в секцию только ради того, чтобы его не ругали, чтобы родители не расстраивались. И на вопрос грозного папы: тебе нравится хоккей? Отвечать: да (попробуй он ответь по-другому).
Что же делать, чтобы внутренний мотив возрастал, или хотя бы оставался на прежнем уровне?
У ребенка изначально должно закрепиться ощущение, что хоккей – это здорово! Это круто! Это праздник! Что хоккеем могут заниматься только избранные мальчики (не всем дано и не всех берут!). Стараться, чтобы ребенок шел в секцию с хорошим настроением и выходил с тренировки тоже. Сократить дома критику и «разбор полетов». Особенно это касается того времени, когда у ребенка объективно, по каким-либо причинам перестало что-то получаться. Бывает, наступает время кризиса, когда у него ничего не клеится.
Теперь внешняя мотивация. Тут еще сложнее. Внешний мотив связан с окружающими, с какой-то стимуляцией. Внешний мотив принято делить на мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Практически с рождения мы, к сожалению, формируем в своих детях мотив избегания неудач. Прискорбно. Но это факт.
Что мы говорим, когда хотим, чтобы ребенок вел себя (делал, занимался, выполнял) так, как мы хотим? «Если ты не прекратишь – я тебя накажу», «Слушай тренера, а то – накажу», «Старайся, не то – накажу», «Прекрати сейчас же! Накажу!», «Прибью, домой придем!», «В угол поставлю» и т.д. Узнаете? Мотив избегания неудач самый слабый и он редко переходит во внутренний мотив, во внутренний интерес. Разве можно от души, искренне, интересоваться тем, с чем связано наказание? Разве только, что ваш ребенок не мазохист из «50 оттенков серого». К сожалению, у большинства из нас, сформирован мотив избегания неудач еще с детского сада и со школьной скамьи (слава нашей системе образования!). Помните? «Иванов, не прекратишь – двойку поставлю, родителей в школу вызову, в дневнике напишу…». Редкий педагог формировал мотив достижения успеха, поддерживая и подбадривая своих учеников. Таких Учителей мы помним всю жизнь. «Только благодаря Марьванне я не скатился до двоек и стал успешным. Только она в меня верила. Я не мог ее подвести» - это слова одного знаменитого бизнесмена.
Мотив достижения успеха формировать ни сколько не труднее, чем мотив избегания неудач. Надо просто уважать своего ребенка, уважать его выбор и его личность. Помня о том, что он нам ничего не должен. Мы его не для себя рожали. И он не обязан, как Джин из бутылки, исполнять наши желания. Покажите ребенку, что вы верите в него. «У тебя все получится. Ты – молодец». Хвалите его. Всегда можно похвалить за что-то. Даже в самой плохой игре, самой «непутевой» тренировке был момент, за который можно поддержать. Важно хвалить обязательно за дело. В случае, если уж без критики никак, то критикуйте поступок, а не личность. Ни в коем случае, (запретите себе раз и навсегда) отрицательную оценку личности ребенка. Дебил, урод, тупой (иногда, к сожалению, это самое ласковое, что ребенок может услышать от своих родителей в случае провала) – эти слова вы должны забыть как страшный сон и никогда не называть ими своего самого дорого человека – вашего сына. Учите ставить цели. Но цель должна быть посильной. Да, о цели поговорим позже. И более подробно. Учитывайте возраст своего ребенка. Как правило, мы требуем от ребенка больше, чем он может, не учитывая его возрастных и индивидуальных особенностей. Пошлите дальше?
Еще существуют такие внешние мотивы как: слава, власть и деньги. Когда эти «веревочки» используют с детьми, меня берет дрожь от негодования. Меня разрывает от злости, когда детям платят деньги за голы, передачи, штрафуют их за их ошибки на льду. Ребята, это бред. Поступая таким образом, кого хотите вырастить? Циничного беспринципного человека, который измеряет людей только по величине его кошелька? Тогда, вы на правильном пути. Только, не обижайтесь на своего ребенка, когда он вас в старости сдаст в дом престарелых за ненадобностью. Выдавая ему «зарплату» вы ведь не научите его уважать и ценить родителей за то, что они - РОДИТЕЛИ. За то, что они его РОДИЛИ. И деньги, такая энергия, которая сегодня есть, а завтра ее может не стать. Что тогда? Как и чем тогда вы будете ребенка мотивировать?
И помните, что мотивация – не панацея от всех бед. Бывает, хоккей нравится, но больших результатов ребенок не показывает. Не дано. Не каждый станет хоккеистом, так уж устроено в спорте. Но это не значит, что надо бросать. Надо ходить. Если нравится. И просто получать удовольствие от этого спорта. Ведь он приносит много пользы. Какая польза от хоккея, расскажу позже. А как вы мотивируете своих детей. Поделитесь?