Хочу поговорить вот о чем. Как ставить правильно цели в своей жизни и как научить этому своих детей. Нудно начну с того, что все зависит от возраста ребенка. Начнем с самого раннего детства – с дошкольников. Чем ребенок младше, тем «короче» и достижимее по времени должны быть цели. У детей нет понятия времени. И такая цель как «вырастешь и купишь себе машину» для него не ясна, ни по времени, ни по тому, как это вообще «иметь машину». Не ясна для него цель –«старайся, трудись, чтобы играть в NHL». Само по себе стремление играть в NHL хорошо, но для старших подростков, которые, в отличие от дошкольника понимают кто есть такая Энхаела и что такое кубок стенлИ. Дошкольнику понятнее медаль лучшего нападающего турнира (вратаря, защитника), ему ясно, что такое играть в первой пятерке, в первом составе. Цель должна: быть понятна, ясна, доступна (как вы поймете, что цель достигнута). быть позитивной (звучать как утверждение без частицы НЕ). вдохновлять ребенка. определена во времени (к концу года ты катаешься на коньках быстрее всех). звучать в настоящем времени (ты - лучший нападающий в команде). Трудной, но достижимой (ваш малыш хорошо катается на коньках? пусть его целью станет быстрее всех в команде кататься спиной вперед – Ты быстрее всех в команде катаешься спиной вперед).
Кем ты станешь, когда будешь большим? Такой вопрос я задаю одним из первых, деткам, которые приходят ко мне на прием. Всегда внутренне радуюсь, слыша бодрый и быстрый ответ: Как кем? ХОККЕИСТОМ! Тут мотивация и цель ясны. Разве нет? Бывает, ребенок отвечает иначе: «Я еще не решил», «Я не знаю, я еще думаю», «Я буду как папа- полицейским». Такие ответы показатель того, что ребенок не совсем по своему желанию занимается хоккеем, воспринимая его просто как развлечение. Или! Так отвечают дети, родители которых понимают, что быть хоккеистом очень трудно, а стать профессионалом и пробиться в основную команду сложно. Поэтому, они, внушая ребенку мысль «не больно-то и хотелось, хоккей – это просто хобби и спорт «для себя»» сбивают его на пути к его цели «стать хоккеистом», дают ему повод сомневаться. «Разрывают» его на части. При этом сами, делают все, чтобы ребенок заиграл в хоккей: переезжают в другой город, где есть более сильная команда, меняют место работы, чтобы было кому водить на тренировки, меняют школы, чтобы легче было учиться и т.д. Но при этом говорят: мы ПРОСТО ходим. Что лучше делать и говорить в этом случае? Лучше сказать и показать ребенку, что Вы в него верите и не сомневаетесь в его «избранности» для этого вида спорта. Хотя и «вдруг, не получится» тоже допускаете, потому что, всякое бывает. Но это не означает, что ваше отношение к нему изменится, если «вдруг, не получится». «Такое бывает, сынок, но ты все равно для меня всегда будешь самый-самый. На хоккее свет клином не сошелся». Эти слова говорятся вскользь, не всегда, не часто, и они не являются основополагающими. Если вы видите в своем ребенке стремление стать хоккеистом – поддерживайте это стремление, не сбивайте его.
Итак, ваш ребенок уже не дошкольник и он выражает свое желание стать хоккеистом. Вот его цель – «Я - профессиональный хоккеист». Чем старше он становится, тем более откровенно с ним можно разговаривать, как со взрослым. Я предлагаю упражнение «Лесенка», рисую ступеньки слева направо вверх и рисую его цель на самой верхней (к примеру, я играю в НХЛ, я играю в первой пятерке команды "Металлург-2005"), затем предлагаю подростку поставить себя на пути к этой цели (нарисуй себя на той ступеньке, на которой ты сейчас находишься, где сейчас ты). Затем мы вместе с ним анализируем. Что он уже умеет (это предыдущие ступеньки) и что предстоит преодолеть, чему научиться, какие лиги предстоит пройти, в какие команды попасть. Чем четче вы с ребенком нарисуете его путь к достижению его мечты, тем быстрее он осознает, поймет, что ему делать, какие силы нужно прикладывать. Только помните, для каждого ребенка своя цель. Она должна быть трудной, высокой, НО достижимой, реальной и понятной для него. Жду теперь ваших комментариев.
