ЗАЧЕТ ПО ШКОЛЕ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ВОЗРАСТАМ?
Школьный зачет - это реальная оценка работы школы, ее руководства, тренерского коллектива. Отличительная черта соревнований, проводимых в Москве - это комплексный зачет по школам. Этим столичное первенство среди СДЮШОР и ДЮСШ отличается от состязаний, которые проводятся в других регионах страны. У нас команды выступают не отдельно по своим возрастам, их результаты суммируются в школьную копилку. И командное расписание матчей неотделимо от календаря той или иной СДЮШОР или ДЮСШ. В каждом туре одна школа соперничает с другой и играет с ней серию матчей.
Школьный зачет мобилизует, сплачивает коллектив, побуждает школу и ее тренерско-преподавательский состав, администрацию, родителей и, естественно, самих юных хоккеистов, постоянно держать в поле зрения клубные показатели. Работа каждой команды непосредственно сказывается на общем результате школы. Если в какой-либо команде возникают проблемы - неудачное выступление, сложности с комплектованием, то весь школьный коллектив пытается ее решить. При школьном зачете все заинтересованы в общем конечном результате. Подавляющее большинство причастных к СДЮШОР или ДЮСШ людей следят за результатами не только своей команды, но и за показателями других команд и всей школы. В каждой команде хорошо понимают, что от их результатов зависит авторитет и рейтинг всей школы. Люди переживают, анализируют успехи или неудачи, обсуждают наболевшие вопросы. Практически в каждой школе на видном месте вывешены турнирные таблицы, в которых оперативно отражаются результаты матчей. В каком-то смысле это сродни неофициальному командному зачету, который ведется на Олимпийских играх. Этот зачет позволяет судить о том, какое внимание уделяется развитию спорта высших достижений в той или иной стране. При таком зачете систематизируется жизнь всей школы, составляется стройное расписание тренировок и игр.
Если же зачет станет вестись по отдельным возрастам, то возможны следующие ситуации. Представьте, что две команды школы выступают в первой группе, а остальные - во второй. Тогда команды, которые играют в высшем дивизионе, так или иначе будут получать какие-то привилегии, скажем, наиболее удобное время для тренировок. Их тренеры вправе требовать для себя и своих подопечных режима наибольшего благоприятствования, больше времени для занятий на льду и т.д. Естественно, все это пойдет в ущерб командам, выступающим во второй группе. Они будут ущемлены в расписании, объеме времени для тренировок.
Ни для кого не секрет, что в большинстве команд, выступающих во второй группе, результат зависит от двух-трех игроков-лидеров, максимум от одного ведущего звена. В первой группе, особенно в элитных командах, практически есть две, а то и три полноценных пятерки. И зачастую на результат матча влияет то, как сыграет второе или даже третье звено. Поэтому там, где ограниченный состав, небольшое число сильных игроков, отсутствие по разным причинам одного-двух из них сразу скажется на командных показателях.
Также командам из второй группы будет сложно добиться высоких результатов из-за дефицита ледового времени. Ведь все мы прекрасно понимаем, что в так называемых муниципальных школах недостаточные условия для полноценной подготовки высококлассных игроков, потому что их крытые катки просто-напросто перегружены. Командам не хватает времени для занятий на льду, в большинстве ДЮСШ нет игровых и тренажерных залов, а все это в конечном итоге скажется на качестве подготовки хоккеистов. Поэтому думается, что при зачете по отдельным возрастам команды второй группы, попавшие в первый эшелон, ждет незавидная судьба. Они, по сути, станут бороться лишь за выживание в компании сильнейших. Думать так позволяют результаты розыгрыша Кубка Москвы. "Северная звезда" и "Центр", аутсайдеры первой группы, без особых проблем одерживали победы над командами из второго дивизиона. Младшие по рангу коллективы не составили серьезной конкуренции представителям элитной компании. Если проанализировать серии "Северная звезда" - "Серебряные акулы" и "Центр" - "Созвездие", то мы увидим, какая большая разница в классе, уровне подготовки и результатах команд двух групп. Преимущество первой группы видно, что называется, невооруженным глазом.
Федерация хоккея Москвы и Москомспорт заинтересованы в результатах выступлений столичных команд на российских и международных соревнованиях. Чтобы добиться высоких показателей, интересы московского хоккея должны представлять сильные, хорошо сбалансированные команды, составленные из качественно обученных игроков, а не те коллективы, которые строят свою игру только на индивидуальных действиях игроков-лидеров. Практика показывает, что для успешного выступления в серьезных соревнованиях, в команде должны быть, как уже говорилось, два, а лучше три крепких звена.
Посмотрим на итоги выступлений московских команд на финальных турнирах первенства России в сезоне 2011-2012. К примеру, "Крылья Советов" 1995 года рождения практически все время играли двумя звеньями. Да, они заслуженно выиграли Открытое первенство Москвы, добились права выступать в финальной стадии российского первенства. Но для московского хоккея этого, имею в виду право сыграть в финале, мало. Столице нужны медали. К сожалению, даже после усиления пятеркой из ЦСКА не получилось конкурентоспособного на всероссийской арене коллектива. "Крыльям Советов" - 95 не хватило запаса прочности, который позволил бы побороться за призовые места. В итоге команда заняла лишь седьмое место. Что и говорить, для Москвы это незавидный показатель. А ведь в прошлые годы представители столицы завоевывали в основном первые и вторые места. Приходится констатировать, что в уходящем сезоне результаты выступлений московских команд более чем скромные. Лишь один комплект золотых медалей завоевали наши юные хоккеисты - на турнире сборных команд Федеральных округов, составленных из игроков 1997 года рождения. Еще в нашем активе три "серебра": на Спартакиаде молодежи России вторыми стали московская команда девушек и сборная Москвы 1995 года рождения, в первенстве страны в шаге от первого места остановился ЦСКА-97. Бронзовыми призерами стали "Динамо"-97 и ЦСКА-96. Тем самым столица лишилась права выставить в следующем сезоне две команды для участия в финальном турнире какого-либо возраста, ведь такую привилегию получают только те регионы, чьи представители стали чемпионами России.
Думается, что эти результаты свидетельствуют о том, что стоит сбалансировать систему московских соревнований. Сильнейшие команды, те, которые борются за путевки в финальные турниры, должны быть укомплектованы сильными игроками.
Кое-кто кивает на то, что в других регионах страны зачет проводится по отдельным возрастам. Однако, на мой взгляд, не стоит сравнивать со столицей какой-либо регион, например, Сибирь, где одна школа от другой находится на расстоянии в не одну тысячу километров, и на переезды уходит много времени и средств. У нас же кто-то противится тому, чтобы съездить из Москвы в Ярославль или даже Воскресенск, это уже для кого-то сложности. А там детские команды ездят поездами и даже летают самолетами. И принять, разместить одну-две команды в другом городе уже непросто, что уж говорить про школу. Во многом по этой причине и выступают там отдельными возрастами. Играют сибиряки спаренные матчи.
Еще одно достоинство зачета по школам. Когда он используется, руководство СДЮШОР или ДЮСШ не станет работать в интересах одной-двух команд. Оно просто вынуждено будет заботиться о подборе добротного тренерского состава для всех возрастов, стремиться к тому, чтобы квалификация наставников соответствовала стоящим перед коллективом целям. И если, скажем, в школу приходит молодой тренер, то для того чтобы добиться соответствующего результата, с ним работают, ему помогают, подсказывают, в процессе его становления участвуют опытные специалисты. Делается все возможное, чтобы команда, которую принял начинающий наставник, не тянула всю школу назад, а приносила зачетные очки, достойно выступала в соревнованиях.
Порой некоторые директора школ говорят, что, дескать, вот у нас такой-то год слабый. Он тянет назад всю школу. А почему так происходит? Это, как правило, упущение всего школьного коллектива, хотя, разумеется, персональную ответственность с наставника команды никто не снимает. Почему бы в школьном хозяйстве не навести должный порядок? Да, случаются определенные разногласия в коллективах. Нередко родители мешают нормальному учебно-тренировочному процессу, комплектованию команды. Но процентов на шестьдесят результат команды зависит от работы тренера, от того, как он проводит занятия, от того, насколько он заинтересован в конечном результате, от его ответственности перед школой. Если человек приходит на работу только для того чтобы отбыть положенное время, а потом прийти и расписаться в ведомости за зарплату, то высоких показателей не жди. А там, где есть заинтересованность в результате, и достигается успех. Возьмем команду "Синяя птица" 1995 года рождения. Пришел тренер Галямин. И команда существенно прибавила. Это говорит прежде всего о том, что в коллективе началась настоящая работа. Расправила крылья и поднялась в верхнюю часть турнирной таблицы "Синяя птица" 1999 года рождения, которую принял молодой, по-хорошему амбициозный специалист, который следит за методическими новинками, передовыми технологиями. То же самое можно сказать и про "Орбиту"-96 и "Орбиту"-97. Получается, что с одними и теми же игроками достигаются гораздо более высокие показатели. Разумеется, тут первостепенная заслуга наставников. Можно еще приводить подобные примеры, скажем, это "Снежные барсы" 1997 года рождения.Да, очки любой школе нужны. Это спорт, который всегда предполагает борьбу за высокие результаты. От этого никуда не денешься. Если команда превращается в досуговый центр, куда ребята приходят просто порезвиться, пообщаться, провести время, покататься в свое удовольствие, то такой подход к делу не годится и в "Золотой шайбе". Когда появляются такие коллективы, где ни тренер, ни его подопечные по-настоящему не заинтересованы в высоком результате, то они доброй славы школе не принесут. Поэтому одна из важнейших задач руководства СДЮШОР или ДЮСШ заключается в том, чтобы мобилизовать каждого игрока на достойный вклад в успешное выступление всей школы. Если зачет станет проходить по командам отдельных возрастов, то возникнет диссонанс. Скажем, одна команда от ДЮСШ займет седьмое-восьмое место в первой группе, а остальные будут прозябать во втором эшелоне. И что тогда толку от того 7-8-го места одной команды в элитной компании?! Ведь эта команда будет жить своей, отдельной жизнью. А школа сильна прежде всего клубным духом.
Считаю, что в школьном зачете плюсов гораздо больше, чем минусов. Хотя и говорят некоторые тренеры из школ второй группы: "Если станем выступать в первой группе, от нас перестанут уходить игроки в СДЮШОР". Не будет этого! Все равно ведущие игроки станут стремиться в именитые школы. Так устроен спорт, с учетом этого закона проводится селекция. Только играя среди ведущих игроков, станешь расти. Если ты являешься лидером в своей команде, и через тебя строится игра, то определенного уровня, конечно, достигнешь. Но вряд ли выйдешь на высокий уровень. Практика показывает: способные ребята, которые вовремя перешли в ЦСКА или "Динамо", продолжают свой хоккейный рост и достигают серьезных высот. К сожалению, не могу теперь назвать в числе топовых школ "Спартак", который в последнее время заметно снизил свои показатели. Надеемся, что новый директор спартаковской СДЮШОР Виктор Пачкалин вернет коллектив на прежние ведущие позиции в столичном детско-юношеском хоккее. Уверен, его не устраивает сегодняшнее положение дел. И он, полагаю, займется не какой-то командой отдельно, а всем тренерским коллективом, всей школой.Борис САМОЙЛОВ