Спасибо большое.
Добавлено: спустя 2 часа 29 минут 51 секунду
Кому интересно, читаем
ИНТЕРВЬЮ С ТРЕНЕРАМИ И КАПИТАНАМИ КОМАНД
по состоявшимся играм
ДЮСШ «ХК «Гомель» – ДЮСШ (Пинск)
ТРЕНЕРА КОМАНД
Шитько Павел Валентинович (тренер команды ДЮСШ (Пинск))
Поздравляем с открытием Первенства! Ваши наблюдения по состоявшимся играм:
«Спасибо большое за прием, за игры. Что я могу сказать о Гомеле? Думаю, что необходимо добавить в катании и в «физухе», в первую очередь. У нас есть немного другие проблемы: с завершением нужно работать (основная проблема) и улучшить концентрирование в обороне».
Положительные моменты в игре своей команды?
«Молодцы. Необходимо отметить их работоспособность и самолюбие. Две игры мы начали, проигрывая, но все-таки смогли собраться и вытянуть. Особенно во второй игре. 2-1 после второго периода во второй игре, оставалось мало времени, но 3 гола забили. Вырвали, так сказать. Выложились ребята».
Каковы Ваши прогнозы в этом Первенстве?
«Тяжело сказать. Еще мало с кем играли. С Юностью только сыграли. Там, в принципе, команда неплохая. У них 4 звена примерно равных. Играть с ними тоже можно и нужно было реализовывать моменты, возможно, зацепились бы и за победу. По крайней мере счет был бы не такой печальный, как мы видим. Дальше будет видно. Нужно сыграть с каждой командой и можно чуть-чуть спрогнозировать будет, а пока рано говорить».
Как воспитываете боевой дух команды?
«Разговариваю с ними. Могу накричать, могу подбодрить, могу какие-то примеры из жизни других спортсменов привести. Каждый раз по-новому. Одно и то же говорить– это неправильно, т.к. приедается и они перестают воспринимать информацию. Поэтому приходится постоянно искать что-то новое».
У каждого ребенка, как известно, своя психология. Воспитываете каждого как индивидуалиста либо же используете командный подход?
«К отдельным личностям есть свой подход: на кого-то можно наорать и он соберется, а на кого-то накричишь, и он вообще уйдет в себя, есть и ребята, которым что-то скажешь и они специально делать ничего не будут, как так и нужно. Стараюсь, по возможности, находить к каждому свой подход».
Со стороны наблюдателя отмечу, что у ребят были претензии к судейскому корпусу. Как считаете: был ли повод для этого?
«Нет. Практически не было. Так, несколько моментов и в их, и в нашу сторону: где-то было пропущено. Здесь у нас есть небольшие проблемы – это, снова же, психология. Слишком «горячие» – вспыльчивые по-другому. Не нравится, когда в тело играют и т.д.»
Несколько напутствующих слов командам:
«Всем удачи, хорошей работы, везения и победит сильнейший!»
Емельянов Алексей Алексеевич (тренер команды ДЮСШ «ХК «Гомель»)
Алексей Алексеевич, Вы новый тренер нашей команды. Что скажете о сложившейся ситуации в целом?
«Раньше погоня за результатом, то есть требование тренеров результатов, в детском возрасте приводит к тому, что мальчишки не учатся играть в хоккей. Вот взять даже вторую игру. На трибунах был слышен разговор среди родителей: «вот тренер не видит, что соперники уже перешли на 2 звена!». Вот мне сейчас просто интересно: у нас в хоккее разбираются все и понимают всё. Я видел, что тренер перешел на 2 звена. Только вот смысл в этом? Смысл переходить на игру в 2 звена? Результат нужен? Ну вы поймите. Покажу я результат, а кто из них научится играть в хоккей? Кто из них? Ну выйдет 1-ое звено у них, а у нас 3-е или 4-е. Единственная причина, по которой я посадил 4-е звено – это то, что ребята не хотели играть. Они выходили и так: получится так получится сыграть, то есть им было без разницы. Видел, что у них нет желания играть в хоккей. Как-будто наказание отбывали! А какая разница 1-е или 3-е звено выходит? Нет разницы. Зачем переходить на два звена? Ну будут они у меня. Так «умрут» физически. В добавок – мы пока слабее физически. И зачем их еще «убить» до конца? А то звено, которое будет сидеть, оно не научится играть. Так в чем смысл? В медалях? Что мы заняли какое-то место? В чем показатель? Школа – это как любая школа. Учат везде: школа, институт. А потом начинается взрослая жизнь: работа, где смотрят, какой специалист и где учился. То же самое в хоккее. Мы хотим сдать экзамены и сразу работать. Это неправильно! Это и показывает старая система: требование результата, которое привело к тому, что получается сейчас. Думаю, что все родители посмотрели и реально оценили, что их дети представляют из себя. Чтобы потом не было: ай, это у нас такой плохой тренер был. Я не вправе этого обсуждать: что, чего и как, но просто сейчас видно, что у меня находится на данный момент. Не знаю, как бы все выглядело, если бы не проделывали чуть-чуть физической работы. Как бы мы вообще сыграли? Потому что мы в три звена уже умирали. В три звена. А куда в два переходить? Очень много проблем. За 8 лет в хоккее. Нужно хотя бы элементарные понятия знать: где находится, как располагаться. Это те базовые понятия, которым детей учат еще в маленьком возрасте. Все должно ставиться, особенно катание – важнейший элемент. Даже взрослые люди ездят в Швецию учится кататься. Так как из-за неправильного катания теряется техника, теряется мышление. Люди, которые переходили в НХЛ, приходилось менять катание, т.к. они не успевали, хотя у себя они могли многое. Даже тот же А. Овечкин менял катание. Так ничего страшного в том, что проиграли нет. Во второй игре уже сыграли лучше. Ошибки есть. Все ошибаются. Как говорится: кто не работает, тот не ошибается. Ошибки возникают из-за того, что они не знают как играть в этой ситуаций. У них этого не было, они не в курсе. Их затягивает так как-будто они только пришли в хоккей играть. В глазах мальчишечий азарт затягивает. Бегут на поле, как маленькие детки. Нужно же грамотно играть! Тактики никакой нету, просто нужно играть на своем месте. Нужно чувствовать хоккей! Желание - оно хорошая вещь, но только когда оно трезвое. Может позже оно выльется в трудоспособность. В этих играх, как мне показалось, ребята хотели показать себя: какие мы «красивые». Но зачем? Все давно уже придумали. Ничего не меняется. Просто это уровень подготовки и уровень подбора игроков. Вот и весь хоккей. Кто как выполняет требования, как тренируются, так они показывают, что хотят. Никто не может насильно заставить другого работать, если человек сам этого не захочет. Но если не захочет, то он и не будет работать. Будет выполнять видимость работы, но работы-то не будет».
Какие сложились взаимоотношения с командой на начальном этапе?
«Я не склонен к тому, чтобы как-то обижать детей. Работал же и со взрослыми. Да, чувство дистанции оно должно быть всегда. Хочу, чтобы они не боялись меня, а чтобы они были ответственными. То есть если есть наказание, значит оно должно быть справедливым. Поймите, здесь все звенья должны понимать, что ответственность одна и та же: что для игрока послабее, что для игрока посильнее».
После проигрышей в команде возникает ситуация с поиском «козла отпущения». Как думаете бороться с этим?
«Стараюсь присечь это. Заметил, что они часто заходят и начинают: а ты, а ты. Такой-сякой и т.п. Есть тренер, который укажет все ошибки. Поэтому стараюсь как-то убрать вот это обсуждение: кто, какой и как. Потому что это не приводит ни к чему хорошему. Есть замечания у тренера, которые нужно сказать. Эти замечания нужно исправлять, работать над этим. А кричать. Да, пришлось, т.к. возникали такие ситуации, чтобы занимались своим делом».
Эта игра дебютная в этом сезоне. Каковы Ваши прогнозы на дельнейшее развитие команды?
«Думаю, что в дальнейшем будет еще сложнее, но мы будем работать. Сейчас более-менее обрисовалось «что – к чему – как». Нам придется сделать шаг назад. Нужно будет проходить физическую подготовку. Для этого постараюсь что-нибудь придумать. А сейчас у нас большая нехватка льда. Если бы мы катались побольше, а не так. Вот, к примеру, команда соперника катается по два часа, по полтора и они еще думают, что у них мало льда. Так Вы и сами видите, какое преимущество в простом катании. Они более техничны, более уверенно стоят на коньках. Нужно приучить ребят играть в коллективный хоккей. Не в свой какой-то, а в коллективный: что мы команда. Отдельная пятерка – это тоже команда. Но, в общем, как и в любом коллективе, как, к примеру, на заводе, из разных цехов работает весь завод, так и здесь. Одна пятерочка работает, вторая пятерочка и у каждой пятерочки должны быть свои задачи. Я в этих играх специально не акцентировал внимание на то, кто выходит в большинстве или меньшинстве. Без разницы. Пусть все попробуют. Да они кричали: выходят желтые, зеленые – считая себя первыми. Но, судя по обеим состоявшимся играм, больше всего голов-то пропустили эти звенья. Которые должны были показывать пример, а пока это все только разговоры. Вот эти дифирамбы, которые они получают в том числе и от родителей, считаю, что нельзя говорить: ты хорошо, ты плохо – нет идеальных. Можно подсказать, но не накричать. Подсказать, где есть ошибки, где нет. Точнее проблемы, а не ошибки. А наказывать не вижу смысла. Есть в хоккее, как и везде, такое понятие – естественный отбор. Это и в СССР было, и сейчас в Америке есть, везде. Как думаете: почему в Америке много лиг сделано? Мы же берем только верхушку. О, НХЛ. Мы же не смотрим структуру развития. А у нас одна лига. В ней и начинаешь играть, в ней же и заканчиваешь. Дошли до определенного возраста и закончили. А у них лиг так много потому что идет отсев. Мальчишки приходят. У одного такой уровень, у второго другой. А есть те ребята, которые пробиваются выше и там уже намного лучше играет. А у нас дошел до определенного возраста. Не попал. Все! Выкинули. Все, свободен. Вот и весь отбор. Берем верхушку, но не смотрим на то, что было до нее. Как все создавалось. Это, я считаю, проблема Федерации. Вот как нам играть и учиться играть, если у нас 6 игр до нового года. Вот как? Вот объясните мне как учить детей за 6 игр? Понять не могу. Кто придумывал такие календари? Раньше дети учились играть за счет игр. За счет них и физика поднималась, потому что они все время играли. А сейчас нужно успеть дать и физику, и тактику, и еще поиграть. Мы сыграли и еще месяц ждем, когда следующая игра будет. А ездить с кем-то играть – это, снова же, нужно финансы иметь. Считаю, что это неправильная политика. Вообще много всего некорректного сделано для хоккея в Федерации. В детском хоккее деятелей много. Пришли молодые, но что-то придумывают непонятные какие-то варианты. Раньше кричали, что больше игр сыграть нужно, а играем все меньше и меньше. В НХЛ 80 игр, а мы все уменьшаем. Начиная с России мы все меньше делаем. Дети вообще должны каждую неделю играть. Постоянно должны быть игровые проверки. А как научить ребенка играть не играя? Это как в школе: учат, учат, а потом контрольная. А у нас…когда посмотрел календарь, то столкнулся с этим впервые. Смешно стало. Работая с фармами, там тоже в календаре через неделю играть. Это уже не правильно. Вместо 50 сделали 40 игр. Все отрабатывается в игре. Это экстремальная ситуация, когда в голове должны отложиться все действия, которые он выполнял на тренировке и они должны срабатывать моментально, не думая. А если он начнет думать, что и как мне сделать…должно быть быстрое игровое мышление. То есть пошел и руки уже сами знают, что делать. Вот как во второй игре ребята из Пинска показали, что вот на него игрок идет, а он, раз, в другую строну ушел. У него навык. Видение поля. А мы этого не делаем, потому что из 45 минут, катаемся 40. Так какое здесь катание. Вот и задумайтесь».
КАПИТАНЫ КОМАНД
Ярута М. (капитан команды ДЮСШ (Пинск)):
«Команда соперника оказала сильное сопротивление, несмотря на счет. У вас новый капитан команды, который неплохо играет. Демонстрирует хорошие силовые приемы, тем самым показывая пример».
Юзленко Е. (капитан команды ДЮСШ «ХК «Гомель»):
«Игры вышли такими, т.к. у нас слабая оборона и атака. Пинск обыграл нас на скоростях и игрой в пас. Будем настраиваться и готовиться лучше».
В жизни, как в боксе, главное не с какой силой ты наносишь удары, а какой силы удар ты сможешь выдержать...