Меня всегда завораживают масштабные и, вместе с тем, сугубо рациональные и целесообразные инфраструктурные проекты. Некоторые из них по своей грандиозности вполне вписываются в тему "очевидное-невероятное", поскольку оказываются вполне очевидными в их реальности, оставляя впечатление невероятности по замыслам и воплощению.
К таким, уж не знаю каким по счёту, чудесам света относится и открытый вчера официально Базисный железнодорожный Сен-Готардский Тоннель, длиной 57 км (на сегодня - самый протяжённый в мире).
Пожалуй, наиболее полное впечатление об этом объекте и самой стройке даёт инфа в следующей ссылке:
http://www.swissinfo.ch/rus/%D1%82%D0%B ... C/42194234
Новый тоннель с момента начала своей коммерческой эксплуатации в конце с.г. (со своими максимальным ежегодным грузопотоком почти 50 млн тонн и максимальным пассажиропотоком 6,5 млн чел. в год) завершит формирования всей системы жд- и авто-тоннелей, пронизывающих сен-готтардский горный массив, обеспечивая с большим заделом на будущее огромные грузо- и пассажиро-потоки в меридиональном направлении Германия-Швейцария-Италия, - на важнейшем транспортном пути Центральной Европы (коему уж аж две тысячи лет).
А в общую картину центрально-европейской схемы железнодорожных грузо- и пассажиропотоков, - т.н. Единая Общеевропейская Скоростная Железнодорожная Сеть (
NEAT(NEue AlpenTransversale), - ситуация с новым супертоннелем вписывается так
Много приведено ошеломляющих цифр (и максимально разрешённая коммерческая скорость 250 км в час, и напряженность движения до 300 составов в сутки, и общая протяжённость самих тоннельных стволов, включая развязки, вспомогательные и служебные, - свыше 153 км горной проходки с выемкой 24 млн тонн - пирамиды Гизы отдыхают!) и исторических фактов в этой и в других ссылках, но всё же позволю себе отметить то, что остаётся несколько приглушённым на фоне вполне уместно громких звуков фанфар.
Ну, например, в церемонию открытия, как водится, был включён и обряд освящения тоннеля. В ней, равноправно вместе со священниками основных конфессий, представленных в швейцарском обществе, участвовал и "делегат" от атеистов (на фото - второй справа).
Вот пример политкорректности в самом лучшем значении этого термина, - рациональные и демократичные швейцарцы не могут позволить себе игнорировать естественное представительство большой (как бы не бОльшей) части своих сограждан, - даже по такому поводу.
Ещё любопытно, что жители кантона Ури голосовали в своё время за то, чтобы на его территории новый тоннель вообще бы не прерывался, смыкаясь в итоге с существующим тоннелем Цуг-Цюрих, и тогда бы его общая длина составила бы феноменальные 75 км! Но всё же, на федеративном уровне, - по финансовым соображениям (дабы уложиться в бюджет 10 млрд франков), - решено было ограничиться "скромными" 57-ю вёрстами.
Было бы не лишним здесь процитировать, что термин-определение "базисный" в данном случае означает тот принцип проектирования и проходки, которая ведётся с самых низких отметок подошв пересекаемого горного массива (хребта), сохраняет предельно низкую кривизну путей, и на всей протяжённости тоннеля не поднимается существенно выше этих отметок (в данном случае порядка 500 м над уровнем моря). Это позволяет поездам проходить тоннель не снижая (а даже повышая) скорость движения на практически прямом подземном участке жд, - нигде не выходя на участки с большим перепадом высот и с петлями (серпантинами), или на участки с обязательной переменой направления движения состава (что часто встречается на щвейцарских жд на открытых участках пути). Именно этими свойствами и определяется высокая пропускная способность базисных тоннелей.
Также весьма интересно и, наверное, широко известно, что сам Сен-Готардский перевал, в своей наибольшей протяжённости под которым проходит новый тоннель, традиционно многие века являлся ключом к обороне центральной Швейцарии от нападений с южного направления. И во многом успех прорыва армии Суворова через Сен-Готтард, - кроме чрезвычайной доблести войска, полководческих талантов и решительности Александра Васильевича и его сподвижников, - объясняется недооценкой командованием французской оккупационной армии значения достаточно надёжного прикрытия этого перевала.
Так выглядел район знаменитого Чёртова Моста в конце 19 века после реконструкции перехода через то самое ущелье.
Так это же место (снятое мной два года назад из окна поезда несколько с другого ракурса) выглядит в настоящее время (после серии очередных реконструкций в течение 20-го века, с постройкой там т.н. "старого" тоннеля, - его портал хорошо виден на фото).
Отмеченный выше военный опыт позднее был учтён при составлении накануне ВМВ плана обороны Швейцарии от возможной агрессии стран фашисткой оси с юга, памятником которому остается целая система бункеров, вырубленных в скалах и дополнительно укреплённых дотами.
Вот что из этого попало таки в объективы, когда мы с внуком фотали виды в 2014 г., - двигаясь нашим маршрутом по Суворовским местами в Альпах, - недалеко от г.Андерматт напротив северного портала старого Сен-Готардского жд-тоннеля (понятно, - лишь фрагменты, - местные говорят, что под окрестными скалами скрыт большой укрепрайон).
* * *
Пишу всё это, а в голове уже отчетливо оформляются планы нового путешествия в эти замечательные места.
Поделюсь идеей: например, сначала из Цюриха в Милан по жд через новый тоннель (теперь всего за 2 часа 40 мин!), а на обратном пути - пересадка у его южного портала на автобус и далее по старой горной дороге - через перевал Сен-Готтард (2091 м) по верху до Андерматта, а там уж - как карта ляжет. Изумительные виды на перевале и серпантинах - гарантируются.
Получится такая прогулка или нет - жизнь покажет...