Всем добрый вечер !
...прошли очередные сборы. В штатном в общем-то режиме. А это, как я уже говорил выше, скорее хорошая новость !)))
В этот раз особенно много внимания было уделено чисто хоккейному компоненту -- работе с клюшкой и тактическим занятиям (для старших ребят). Эта часть тренировочной работы в основном лежала на Даниле и Ильдаре. И должен сказать, что ребята были "в ударе" !!!)))
Прекрасное впечатление своей работой над техникой катания с юными спортсменами производит Андрей. Человек отработал с нами всего два полноценных сбора, а работу на льду теперь уже трудно представить без его дотошности в искоренении самых мелких ошибок и неуёмной энергии )))
ОФП-программа, составленная Иваном, также была насыщенна и интересна.
Ну и количество участников, разумеется, не может не радовать !))) Это более чем красноречиво говорит о доверии родителей юных хоккеистов к работе моих коллег.
...позволю себе внести маленький штрих, уж коль заговорили о доверии родителей...))) -- очень прошу отнестись некоторых мам и пап с пониманием к тому, что все 70 человек не могут бурно прогрессировать одновременно -- чудес всё таки не бывает (ну почти не бывает) !)))))))) И если у вашего сына не заметно существенных сдвигов в технике катания уже через пару занятий, то это совсем не значит, что ничего не произойдёт через 7-8 дней !)))) Думается, что задержавшиеся до конца наших сборов осознали это на наглядных примерах...))))
Не поймите превратно -- разговоры о "прогрессе через много месяцев" по прежнему считаю надувательством !
а теперь немного отклонимся от темы (хотя и не совсем уж далеко)...
В родительской среде по прежнему слишком часто (на наш взгляд) звучат слова "мотивация и конкуренция"... И ладно бы это относилось к ребятам старших юношеских возрастов, либо исходило от тренеров клубов, как минимум МХЛ-А. Нет этими понятиями оперируют родители 5-6 летних детей !!!
Охотно употребляют эти термины тренеры команд самых младших возрастов...
Ну а тут в отечественном спорте произошло одно из ряда вон выходящее событие (с хоккеем никак не связанное), но бурно обсуждаемое всей спортивной общественностью... Событие это послужило поводом для одной интереснейшей газетной публикации, в которой автор пытается проследить и проанализировать связи между спортом высших достижений и детским спортом в наших широтах. Очень познавательным получился материал -- думаю, что он способен поставить кое-что "с головы обратно на ноги" в сознании не в меру ретивых родителей, пытающихся реализовать собственные амбиции посредством собственных чад !
Ну а затем я наткнулся на очень характерное интервью... Оно тоже очень много отражает. Тем, более, что нечто подобное можно слышать из уст интервьюируемого почти каждый год... Приведу только выдержки.
За сим умолкаю...
«ЦСКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРВЫМ»
– Как вы формируете тренерский состав школы?
– Есть три критерия –профессионализм кандидата, человеческие качества и его желание быть первым.
Других задач для тренеров не ставим. Мы всегда должны быть первыми, как бы тяжело ни было. В этом сезоне новые тренеры, которые взяли 2002 и 2003 год рождения, смогли улучшить результаты команд. Если раньше ребята по итогам сезона занимали четвертое-пятое места, то теперь стали вторыми. Прогресс виден, это очень радует.
Мы делаем все возможное для того, чтобы наши тренеры росли в профессиональном плане. Многие из них проходят обучение в Высшей школе тренеров, где перенимают опыт действующих тренеров клубов МХЛ, ВХЛ и КХЛ, общаются с мэтрами тренерского цеха.
Часто у нас проходят встречи с президентом ПХК ЦСКА Игорем Вячеславовичем Есмантовичем, который большое внимание уделяет детской школе и делает все возможное для того, чтобы она стала еще успешнее.
– Сколько детей занимается в школе?
– 411 человек на начало апреля. Сейчас число изменилось на пару человек. Один мальчик на стадии зачисления в школу, а трое переходят в другой клуб.
«ГЛАВНОЕ – ДИСЦИПЛИНА»
– Что нужно от ребенка, который хочет попасть в школу ЦСКА?
– Если говорить о первичном наборе пятилетних детей, то главное – дисциплина. Без этого юный игрок, каким бы талантом он ни обладал, у нас долго не продержится.
Важны и физические данные ребенка. Он должен быть не обязательно сильным и мощным, а просто развитым. Инужно игровое мышление, предрасположенность к хоккею. Это мы понимаем по ряду тестов при наборе.
Но даже после прохождения отбора нет гарантии, что ребенок у нас задержится. Ведь дети растут, развиваются по-разному. Все может поменяться даже за полгода.
– К чему должны быть готовы родители, которые привели ребенка в армейскую спортшколу?
– Только к одному – к конкуренции, которая будет идти ежедневно на протяжении всех 12 лет, пока ребенок будет обучаться в нашей школе.
Многие заблуждаются, ставя задачу – надо просто попасть в ЦСКА. Это ведь полдела. Нужно задержаться и выдержать конкуренцию. Особенно в старшем возрасте, когда подключается скаутская служба, и приезжают порой более талантливые ребята из других городов.
А. Деев; 4 мая, 2018г.; Советский Спорт
"СИСТЕМА ТУТБЕРИДЗЕ – ЭТО РАБСКИЙ ТРУД?" ПРИЗЕР ОЛИМПИАД – О РАССТАВАНИИ МЕДВЕДЕВОЙ И ЕЕ ТРЕНЕРА
Двукратный призер Олимпийских игр во фристайле, комментатор и известный спортивный психолог Елизавета КОЖЕВНИКОВА – о нашумевшем конфликте в фигурном катании и проблеме психологического насилия над детьми в большом спорте.
– Дело не в том, что Медведева ушла, – написала Кожевникова у себя в соцсетях. – А в целой картинке сразу: Медведевой, Цурской, Липницкой, постолимпийской Загитовой. Дело в методах. Пока такие методы будут считаться "гордостью России", наш спорт не оправится от кризиса. Подсказка: правильные тренер и система – это Тутберидзе-наоборот. Они работают вдолгую.
У МЕДВЕДЕВОЙ УЙДЕТ ГОД НА АДАПТАЦИЮ
– Вы знакомы лично с Этери Тутберидзе или ее учениками? –вопрос Кожевниковой.
– Нет, но я слежу за ее высказываниями в прессе и интерпретирую их через понимание того, как работают психофизиологические механизмы. На самом деле, это самая корректная возможность провести такую аналитику. Потому что когда ты начинаешь общаться с конкретными людьми, начинает работать принцип "у каждого своя правда". Думаю, если бы у всех членов этого конфликта реально стояла задача разобраться, что происходит и как это можно исправить, им стоило бы заказать независимый аудит со стороны.
– Что вам не нравится в методах Тутберидзе?
– Еще до Олимпиады я наткнулась на какое-то старое ее интервью, где она говорит о спортсменах как о материале, из которого нужно лепить. Большинство моих клиентов – это атлеты, из которых "лепили". Им очень трудно решать свои профессиональные проблемы, потому что голова и тело "расщеплены" из-за того, что их подавляли в детстве.
– Что преступного в том, чтобы лепить из маленьких спортсменов будущих чемпионов? Разве не этим занимаются вообще все тренеры?
– Чтобы разобраться с этим, давайте представим, что происходит с ребенком, который в четыре-пять лет приходит в спортивную секцию и в этом же возрасте начинает соревноваться. Ведь человек – это такая машинка по записыванию опыта, и в каждом возрасте этот опыт должен быть особенным и соответствовать определенным потребностям. В четыре-пять лет на первый план выходят потребности в безопасности, в проявлении инициативы, в пробе и ошибках. Когда эти потребности вовремя не реализуются, они словно замораживаются. Вместо них внедряется стремление к набору стандартов: "неидеально нельзя". Атлет отлично выдает стандарты в благоприятных условиях. В неблагоприятных его "замороженная" потребность активируется и начинает им рулить. Атлет испытывает приступ страха: его потребность "делает" все, чтобы в моменте человек ушел из ситуации давления. Так действуют когнитивные схемы.
– Потому что дети в свое время не получили возможности вдоволь наошибаться и набить собственных синяков?
– Потому что они стали взрослыми, а понимания своей мощи и своей личностной ценности не построено. Вся их жизнь – это стремление стать идеальными. А теперь представьте свои ощущения, когда вы хотите в туалет. Это актуальная потребность. Вы можете думать в этот момент, сколько заработаете через десять лет, а кто вас будет любить, а что скажут соцсети?
– Очевидно, нет.
- Одна потребность заслоняет собой все остальные. То же самое происходит со спортсменом, который "должен" выполнить стандарт, но у него не получается. Страх заслоняет собой все. Парадокс ведь заключается в том, что идеала достичь невозможно. А значит, спортсмен, замотивированный таким образом, вляпывается в вечную историю недодостижения. На примере Жени Медведевой второе место на Олимпийских играх воспринимается как провал и катастрофа. А дальше чисто на физиологическом уровне фиксируется дисбаланс: слишком много гормонов стресса, которые начинают разрушать серотониновые пути – спортсмен не может испытать удовольствие от себя самой и от своих достижений. В итоге мы получаем человека, который постоянно находится в состоянии раздражения и недовольства.
– И что делать?
– Способов компенсации несколько: нарушение пищевого поведения, алкоголь, шоппинг. Вспомните историю с Юлией Липницкой. Вместо кропотливого процесса, где ребенок медленно учится соединять свои ценности и тяжелую работу в спорте, ему быстро вбивают в голову стандарт "делай так". Есть идеал, а все, что ниже идеала – трэш и позор. Но в итоге мы получаем человека с дыркой в самоидентичности.
– У Медведевой может получиться добиться своих лучших результатов в Канаде с Брайаном Орсером?
– Женя отличная спортсменка – умная, волевая, дисциплинированная. Но ей сейчас очень важно эмоционально восстановиться. Я могу только предположить, что она испытывает к фигуре Этери Георгиевны, если для нее это был второй по близости человек после мамы. Ее адаптация потребует времени. Зарубежные протоколы говорят о том, что на это уходит два месяца, но это при условии, что спортсменка развивалась в системе уважения к возрастной периодизации. Мой опыт подсказывает, что с нашими спортсменами на это может уйти 6-12 месяцев психофизиологического практикума.
НУЖНО ПОВЫШАТЬ ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ СОРЕВНОВАЛИСЬ СО ВЗРОСЛЫМИ
– Вам возразят многие родители и тренеры: а как тогда мотивировать спортсменов, если не стремлением к идеалу? Человек, который просто наслаждается катанием и не переживает, даже если остался пятым или шестым, вряд ли вырастет в олимпийского чемпиона.
– Родители и тренеры, которые толкают детей на этот путь, должны понимать, к какому аду он по факту приводит. Представьте только на минутку, что вообще все, что вы делаете в жизни, будет оцениваться по стандарту олимпийской золотой медали. Как вы выглядите, говорите, кушаете – абсолютно все! У меня была клиент, бывшая фигуристка, которая не могла разговаривать по телефону. Она говорила так: "Я слушаю, что мне говорит человек, думаю, нравлюсь ли я ему, и в этот момент моя речь заканчивается". Такие люди неспособны выполнять что-либо, что у них не получается идеально. Они не могут соревноваться, когда не очень хорошо готовы или что-то пошло не так.
– Вспоминаются падения Алины Загитовой на последнем чемпионате мира.
– Человек упал, или плохо проехал, или ужасно сыграл первую половину, и все – собрать его после этого уже невозможно. Это нереально психофизиологически, там словно в электрической цепочке активируется замкнутая реакция. Я неидеальный – меня будут критиковать – меня бросят, предадут, выкинут из сборной. Так как планка невероятно высока, в конце этой цепочки обычно идет "я не хочу здесь больше быть" или "я не хочу быть вообще", вплоть до самоубийства. Такого не происходит, если спортсмен вырос в парадигме, что ошибаться – это нормально. Да, я могу упасть, но это не отменяет моей ценности как личности, я могу соревноваться дальше.
– Обычно страх ошибки идет даже не от тренера, а от родителей: именно они сильнее всего ругают своих детей за любое несоответствие придуманному ими идеалу.
– Это вечный вопрос: что делать, если все-таки очень хочется вырастить чемпиона? Ко мне нередко приходят на консультацию люди с запросом: "Мой ребенок занимается тем или иным видом спорта, ему не хватает совсем чуть-чуть, чтобы добиться успеха, а он, сволочь, ничего не хочет делать". Тут важно отдавать себе отчет, что если подросток ничего не хочет в 16-17 лет, это прямое следствие его подавления в 4-7 лет. Когда ему нужно было чего-то хотеть, прыгать по лужам, отстаивать свое мнение, ему говорили: "Заткни свой рот".
– Как с этим бороться, если, например, ученицы Тутберидзе за явным преимуществом выигрывают все соревнования и именно к ней мечтают отдать своих детей большинство родителей?
– Тут, конечно, нужны системные изменения. Как правильно отмечал Орсер, нужно повышать возрастной ценз, чтобы дети не могли соревноваться со взрослыми. А также бороться за то, чтобы у маленьких спортсменов была возможность получать полноценное образование. Это очень сильно упрощает ситуацию, когда человек понимает: даже если не получится в спорте, я могу реализоваться в чем-то еще. На самом деле, это практика всего зарубежного спорта. Никто больше не тратит такого количества часов на специализированные тренировки, потому что понимают: тогда "потолок" спортсмена наступает очень рано, и, как правило, в зрелом возрасте он уже до него не дотягивается. В фокусе – человек с будущим, а не медали.
– Объясните, откуда у Липницкой и Медведевой такое страстное стремление продолжать спортивную карьеру? Казалось бы, если им так плохо с тренером, как вы говорите, и при этом уже есть деньги и известность, логичней просто закончить кататься и жить нормальной жизнью?
– Если бы люди развивались в соответствие с возрастными канонами, они бы, как минимум, задали себе этот вопрос. Но у них в голове встроена матрица: "Я должен быть эталоном. Но в чем еще я могу быть идеальной, кроме как в спорте?" Эти люди, во-первых, не умеют делать ничего другого так же хорошо, а во-вторых, им сложно учиться. Ведь учиться без ошибок, оставаясь идеальным, невозможно. Плюс, у них с годами формируется убеждение, что страдать – это норма. Для них крайне болезненны перемены и любая смена рода деятельности. Могу сказать на своем примере: после ухода из спорта я полтора года собиралась, прежде чем смогла заняться чем-то еще.
– Но смогли же!
– Если проследить судьбы спортсменов из поколения 2000-х, когда медаль стоила так дорого и деньги лились рекой, они ощущают свою идентичность полярно: "я выигрываю – я молодец, я проигрываю – я половая тряпка". Еще один порок ранней специализации: отобранная ответственность. Когда меня заставляют, я не должен нести ответственность. И тогда меня должны еще больше заставлять. Реакционность – характерная черта больших спортсменов в России. Вот я работаю со зрелыми атлетами, по 25-27 лет, многие с семьями. Я давала определенное задание, причем они знали, что, если выполнят, будет эффект. Задание не выполняется. Я спрашивала: почему? Ответ такой: "А вы меня заставьте!" И это уже рефлекторное поведение, с которым нужно серьезно работать. Это грандиозная беда для профессионального спорта, где люди должны сами заботиться о внутренней мотивации.
– Какую роль в описанной вами порочной системе детского спорта играет физическое насилие? Оно вообще сейчас распространено в российском спорте ?
– В своей карьере я сталкивалась с насилием, начиная лет с шести. Важно прояснить, что для ребенка одинаковый разрушающий эффект оказывает как физическое так и вербальное насилие, ведь уверенность в своей "хорошести" – его главный инструмент на долгие годы профессионального спорта. Надо сказать, что насилие – это всегда следствие ограниченности тренера. Хороший тренер умеет обходиться со своим спортсменом таким образом, чтобы не лишать его возможности выражать эмоции. Насилие – это, прежде всего, экономия усилий тренера. Мол, у меня таких 20 человек, и что, я с каждым должен разговаривать и искать свой подход?
– Из нашего разговора складывается впечатление, что родителям вообще не стоит отдавать своих детей в те виды спорта, где гонка за результатом начинается рано?
– Скажу за себя. Я – родитель, и зная то, что знаю, даже мысли бы не пришло отдать своего ребенка на это. Потому что растить человека, у которого отняли идентичность – это ад. Для него задача – переживать неуспешность и недостижение почти невыполнима. Так же как и переживать разочарования.
– Проблема эксплуатации детского труда характерна для всего российского спорта?
– В нашем спорте уже как минимум третий год – системный кризис. И дело тут далеко не только в допинге. Посмотрите, что происходит с тем же биатлоном. Казалось бы, сейчас самое время сделать выводы. Но вместо налаживания системы, то есть обучения тренеров, повышения возрастного ценза и снижения интенсивности соревнований в раннем возрасте, мы сталкиваемся с обратным. Есть, скажем, государственный стандарт, в соответствие с которым дети начинают заниматься велоспортом с 10 лет, а участвовать в соревнованиях – с 12. Но ряд государственных спортивных школ его нарушают. Более того, сейчас этот стандарт пытаются понизить до 7 лет. Посмотрите теперь многодневку "Джиро д'Италия" – там всего два россиянина едут. Когда такое было?! А это наглядная иллюстрация, что происходит с профессиональным спортом, когда детский спорт становится таким, как у нас.
– Зачем государственным спортшколам снижать возрастной ценз? Какая в этом выгода?
– Очень удобно отчитываться: в 16-17 лет наши спортсмены завоевали столько-то медалей, выиграли такие-то соревнования. За этим следуют определенные финансовые поощрения, звания. Формируются целые подразделения, которые настроены на осваивание денег в этой возрастной категории. Но что это, если не рабский труд?
Е. Кожевникова; 13 мая, 2018г.; Спорт-Экспресс
Комментировать тут особо нечего. Просто информация к размышлению.
Всем удачи !