Не так давно тренер Андрей Левитин побывал в Швеции и посмотрел, как там строится тренировочный процесс, что интересного в работе с детьми.
- Для меня это первый такой опыт. Было очень интересно принять участие в таком тренировочном процессе. Шведы постоянно приглашают к себе иностранных тренеров и смотрят, что у них есть интересного, как строятся тренировки в других странах.
- В чем главное отличие от работы и тренировок в России?
- Все по-другому. Но я бы выделил для себя несколько важных аспектов. Первое это никакой специализации до 12 лет. Ребенка не загоняют в какие-то жесткие рамки. Хоккей это игра, вот шведы и дают детям играть. Никаких жестких схем. Никто не требует от тренера побед. И тренировки три раза в неделю, никто не перегружает детей. И самое главное, что дети занимаются не только хоккеем, многие занимаются и другими видами спорта. А вот уже после 12 лет перед многими встает выбор, продолжать дальше заниматься хоккеем или идти в другой вид спорта. Они называют это мульти - спортом. До 12 лет никакой статистики никто не ведет, играют без табло. Все довольны, всем все нравится. Игра должна приносить удовольствие, равно, как и тренировочный процесс вот это для них главное.
-Почему у нас по-другому? Тренер находится под очень большим давлением.
- А это сверху идут требования. Победы на турнирах, это зарплата тренеров. Ты в России должен давать в первую очередь результат, зачем детям условно говоря 2009 года результат. А вот нужен и все. И ты должен давать результат. Шведы прекрасно знают нашу систему и никак не могут понять почему мы так спешим и для чего нужен результат.
- Что еще было интересного?
- Это был очень интересный опыт. Они приглашают тренеров из других стран и ты ведешь сам тренировку, они не вмешиваются просто наблюдают со стороны. Попробуйте так в России пригласите тренера со стороны и доверьте ему провести хотя бы одну тренировку…. А у них это запросто. Причем это не просто клубы, а нас пригласили в ведущие команды Стокгольма.
И еще один важный момент, который я бы отметил. Это катание, которому уделяется огромное внимание. Никаких клюшек идет работа над правильным катанием. Этому аспекту уделяют огромное внимание. Первый год, когда ребенок пришел в хоккей он учится кататься. Да, ему дают клюшку, но в основном на «земле», чтобы просто понял, что он пришел в хоккей. Ручки должны тоже постепенно привыкать. Но повторюсь, главное внимание на начальном этапе уходит на катание. Они не форсируют подготовку, не спешат, все расписано. Не надо нагружать детей. Как делают в России. Пять-шесть дней тренировок, потом еще и раза два-три подкатки, а потом еще и игра. Там этого нет. Четыре ледовые тренировки в неделю и игра. А у младших три ледовые тренировки в неделю. Да потом уже после 12 лет, тренировочный процесс меняется, но все постепенно. В этом они от нас очень сильно отличаются. Это не лучше и не хуже, это их путь. Они постоянно учатся, берут опыт других стран и перекладывают его на себя со своими особенностями.
-Что еще запомнилось интересного или необычного?
- У них нет баулов. Они берут огромные пластиковые коробки, как продают в Икее, берут фанерку приделывают колесики ставят эту коробку и возят ее, никто не таскает баулы с формой. Плюс еще один момент сверху к этой коробке приделывают пластиковую трубу для клюшки, выглядит это очень забавно.